Светлана Коржева
Консультация для родителей «Рука развивает мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
«РУКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ»
Консультация для родителей.
Надеемся, что рекомендации авторов – Г. Любиной, доцента кафедры методик; О. Жетонкиной, ассистента кафедры; Бретского государственного университета имени А. С. Пушкина - будут полезны воспитателям, студентам педагогических учебных заведений, родителям.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическими. Руки добыли огонь, пищу. Защищали,
Публикация «Консультация для родителей „Рука развивает мозг“» размещена в разделах
строили жилище, объясняли, измеряли, создавали, все необходимое для жизни, лечили, учили и учились…
По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга,его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки, о характере, темпераменте (Вялые, флегматичные или быстрые,нервные руки).
Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками : «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Положа руки на сердце», «Рукой подать», «Не подать Руки», «Руками развести», «Руками развести», «Руки опускаются», «Обеими руками «за»», «Своя рука-владыка», «Чужими руками жар загребать», «Руки не оттуда растут», «Работать, не покладая Рук», «Как рукой сняло» и. т. д.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развития его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и ее «святые святых» - мозга. И если когда-то подобные выводы были эмпирическими, основывались на опыте и наблюдениях, то для современных нейрофизиологов, физиологов, психологов взаимосвязь мозга и руки - аксиома, подтвержденная тончайшими датчиками специальных приборов.
В 20 веке исследователи. Как Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. В. Валлон, Ж. Пиаже,
Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, А. М. Фонарев, М. М. Кольцова, Н. М. Аксарина, Н. М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
ПЕРВЫЙ этап - мышления называют наглядно или предметно-действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать «ручным»- ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
ВТОРОЙ этап - чем большой запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу : наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами: «Печенье круглое, как колесо», «Плащ бегемотового цвета», «Дай такую букву», как баранка»
ТРЕТИЙ этап – словесно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме.
Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает – рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.