Татьяна Гирева
Дидактическая логопедическая игра «Думай, делай, говори»
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык помогает адаптироваться ребенку в жизни окружающих людей, к меняющемуся социуму. Хорошее знание русского языка необходимо ему для успешного обучения в школе. Следовательно, родной язык является не только средством обучения, выражения мысли, но и активным стимулом всестороннего развития личности человека на протяжении всей его жизни.
В настоящее время школа ставит перед дошкольным образованием задачу совершенствования учебно-воспитательного процесса. Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне, чем было принято раньше, с учетом возросших, потенциально-интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Публикация «Дидактическая логопедическая игра „Думай, делай, говори“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2015
Среди детей не успевающих по русскому языку, около 95% - это те, у кого в дошкольном возрасте не был сформирован фонематический слух или имелись проблемы с устной речью.
При обучении грамоте в школе «скрытая патология» расцветает пышным букетом в виде разных форм дисграфии и дислексии у детей. Тридцать четыре года работы с детьми данной категории, искреннее желание помочь детям в преодолении трудностей побудило меня придумать для них игру «ДУМАЙ, ДЕЛАЙ, ГОВОРИ!». Эту игру я использую в целях профилактики дисграфии и дислексии вот уже более 10 лет. Она направлена на профилактику и предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний.
Материалы для игры
1. Планшет размером 30*21 см.
2. Фишки 6-ти цветов
3. Карточки с заданием для ребенка
Как заниматься с планшетом и карточками?
Последовательность работы такая:
1. Выложите все фишки 6 цветов в нижнем поле планшета.
2. Найдите нужную вам карточку.
3. Вложите карточку в планшет.
4. Проверьте: вверху должен быть № карточки и описание задания для ребенка.
5. Найдите правильный ответ и переставьте фишку соответствующего цвета в правый ряд.
6. Переверните карточку. Цвета фишек и кружков в вертикальном ряду на планшете и на карточке должны совпасть.
7. В случае ошибки верните фишку на нижнее место планшета.
8. Переверните карточку вопросной стороной к себе и постарайтесь, чтобы ребенок нашел верное решение.
9. Снова проверьте результат на ответной стороне.
Содержание карточек
№1 Помоги Незнайке «записать слова»
№2 Помоги Незнайке «записать слова»
№3 Помоги Незнайке «записать слова»
• Закреплять умение делать звуковой анализ слов
• Формировать умение соотносить звуковую схему слова с названием картинки
• Проверка сформированности, самостоятельности ребенка в определении звуков, их обозначении сигнальными карточками.
№4 Какую букву проглотил «Буквоглот»? (или потерялась буква)
№5 Какую букву проглотил «Буквоглот»? (или потерялась буква)
№6 Какую букву проглотил «Буквоглот»? (или потерялась буква)
• Закрепить понятие «Слово», «Буква»
• Упражнять в умении сначала ориентируясь на картинку определить слово, затем отыскать пропущенную букву в этом слове (усложнения, когда нет картинки)
• Закреплять графический образ букв
• Закреплять понятие важности каждой буквы в слове, умение слышать и соотносить с реально увиденной записью слова
• Вызвать положительные эмоции на этапе отгадывания слова, опираясь на картинку, затем без нее
• Закреплять понятие о словообразующей роли гласных
№5 Какой слог проглотил «Буквоглот»?
• Закрепить умение различать понятия «слог» и «слово»
• Учить составлять слова из предложенных 2х слогов, закреплять это умение без зрительной опоры на картинку.
• Закреплять понятие о словообразующей роли гласных
Работая по индивидуальным карточкам дети не имеют возможности «списать» ответ у соседа, они учатся выполнять задания самостоятельно, т. е. сначала думать, потом действовать (находить верный ответ) и лишь потом рассказывать или объяснять свой выбор решения задания, учатся оценивать свой результат. Таким образом, решается задача 3-х САМО: самоконтроль, самооценка и способность, т. е. стремление к самосовершенствованию.
Ребенок стремится в следующий раз, при получении новой карточки, выполнить задание все лучше и лучше. Кроме того, лишний раз развиваем психологическую базу речи (внимание, память, мышление) и мелкую моторику.