Анна Бровкова
Дидактическая кукла «Акулина-чистые ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая кукла
ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА
«АКУЛИНА - ЧИСТЫЕ ЛАДОШКИ»
КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Важной задачей в работе с детьми раннего возраста является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво.
Публикация «Дидактическая кукла „Акулина-чистые ладошки“» размещена в разделах
Дидактическая игра хороша тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается.
Игры с куклой оказывают разностороннее влияние на развитие ребенка. Использование куклы в дидактической игре, как средства обучения, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.
Представляю вашему вниманию дидактическую куклу – Акулину.
История создания
Я взяла старую куклу, и решила реанимировать её.
Старые запутанные волосы я заменила новыми, а также я поменяла глазки кукле (заказала, недостающие, детали на сайте).
С помощью утеплителя для труб, удлинила руки куклы (утеплитель приобрела в хозяйственном магазине).
Благодаря, чему, руки куклы Акулины стали длинные и гибкие, выполнение действий (умывания, кормления, расчесывания, пользование носовым платком) в правильной последовательности стали наглядным.
Сшила новый наряд, связала шапочку и сапожки.
Важную роль в костюме играет фартук Акулины, в него я прячу длинные руки куклы.
Цели:
• формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через дидактическую куклу;
• приобщение к здоровому образу жизни.
Конспект занятия «Помоем руки Акулине»
Цель: воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Задачи: закрепить знания детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
Материалы: кукла Акулина, тазик, полотенце, мыло, мыльница.
Ход занятия:
В дверь стучатся. Воспитатель открывает дверь. В гости пришла кукла Акулина. У нее грязные руки. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у куклы грязные руки. Читает отрывок из стихотворения А. Барто:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Черные ладошки,
На локтях – дорожки.
Она здоровается с детьми и пытается с каждым ребенком поздороваться за руки.
Воспитатель:
- Акулина, посмотри какие у тебя грязные руки. Дети скажите, можно такими руками здороваться?
Ответы детей:
-Нет.
Воспитатель:
- Скажите, что необходимо сделать Акулине?
Ответы детей:
- Помыть руки.
Акулина начинает плевать на ладошки и тереть их.
Воспитатель:
-Дети, скажите, разве можно так мыть руки?
Ответы детей:
- Нет.
Воспитатель:
-Дети, расскажите, как надо мыть руки? Что помогает нам чисто умываться?
Ответы детей:
– Вода, мыло.
Воспитатель:
- Посмотрите, я принесла для Акулины мыло. Понюхайте, какое оно? Ответы детей:
-Душистое.
Воспитатель:
- Как называется коробочка, в которой лежит мыло?
Ответы детей:
- Мыльница.
Воспитатель:
- Давайте поможем Акулине вымыть руки.
Игровой момент:
Кто- то из детей моет кукле руки, при этом проговаривается алгоритм мытья рук: подвернуть рукава, намочить в тазике руки кукле и мыло, затем намылить руки, после чего сполоснуть мыло в воде, положить в мыльницу и сполоснуть руки кукле, затем вытереть полотенцем.
В процессе обыгрывания спросить у детей:
- Почему нужно мыть руки с мылом?
Воспитатель:
- Что теперь должна сделать Акулина?
Ответы детей:
– Вытереть руки полотенцем.
Воспитатель:
- Вот я даю Акулине полотенце, какое оно?
Ответы детей:
- Мягкое, пушистое, чистое.
Воспитатель:
- Поможем Акулине вытереть руки.
Желающий ребенок вытирает кукле руки.
Воспитатель:
- Теперь у Акулины чистые руки и она хочет с вами поздороваться.
Кукла здоровается с детьми за руки и благодарит их.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети»
Задача: уточнить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Оборудование: кукла Акулина, серия больших заламинированных картин, к которым есть соответствующие маленькие картинки (например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка - гребень, ножницы шампунь).
Ход игры:
Воспитатель:
- Дети, кукла Акулина хочет убедиться в том, что вы чистоплотные и аккуратные: скажите, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми.
Ответы детей.
Кукла Акулина передает детям большие картины.
Воспитатель поднимает руки у куклы.
Мою ручки до локтей,
Я водой похолодней.
А потом лицо и шею
Я намылю поскорее.
Стану сразу чистой-чистой,
И веселой, и лучистой.
Дети среди своих картинок подбирают предметы, которыми необходимо дополнить большую картину. Они прикрепляют маленькую картинку к большой картине и объясняют их назначение, например: «Мыло, щетка, полотенце - нужны для умывания».
Далее воспитатель указывает на волосы куклы.
Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Акулины солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Акулины косыньки висят.
Дети подбирают маленькие картинки - расческа, щетка, шампунь.
Малоподвижная игра-имитация «Под душем»
Воспитатель спрашивает куклу Акулину:
- Почему ты Акулина сегодня такая грустная? (кукла шепчет на ухо воспитателю). Дети Акулина забыла, как мыться!
Напомним кукле Акулине, как чистюли принимают душ.
Ответы детей:
- Да.
(Воспитатель включила спокойную музыку).
Итак, мы разделись и встали под душ.
Включаем — потекла вода. Много-много струек теплой воды побежали по нашему телу. (Дети проводят руками с головы до ног)
Вода намочила (воспитатель показывает, дети повторяют, называют)
- волосы…
- лицо.
- шею.
- плечи.
- грудь.
- руки.
- спину…
- живот….
- ноги.
Мы стали мокрыми, но все еще не очень чистыми. Что поможет воде смыть грязь? (Ответы детей: мыло и мочалка.)
В одну руку берем мочалку, в другую руку мыло. И вдруг: «пс» - мыло выскользнуло и запрыгало по ванне. Ловим. Поймали? Намыливаем мочалку. Сколько душистой пены! Фу-у-у. Трем шею, плечи, одну руку, вторую руку, локти, грудь, живот, одну ногу, вторую, колени. А как же помыть спину? (Потрем друг другу спинки.)
Какая у нас чистая кожа — душистая! Что же высушит нашу кожу? (Полотенце.) Берем пушистое полотенце, вытираемся. Теперь можно одеваться. Чистота — залог здоровья!
Дидактическая игра «Кукла Таня простудилась»
Задача: формировать навык пользования носовым платком. Приучать детей при чихании и кашле рот прикрывать носовым платком.
Оборудование: кукла Акулина, носовой платок.
Ход игры:
В группу вносят куклу Акулину — в хорошо отглаженном платье, с чистым, красивым носовым платком в кармане фартука.
Расскажу тебе, дружочек,
Я про носовой платочек.
Как он служит? С кем он дружит?
Для чего платочек нужен?
У платочка много дел,
Чтобы носик не сопел,
Вытрет чисто он его,
Не оставит ничего.
Воспитатель:
- Дети, а есть ли у вас носовой платок.
Ответы детей:
Акулина вдруг чихнула, и воспитатель показывает и поясняет правила пользования носовым платком, как складывать его после употребления, убирать в карман.
Все дети достают из кармана платочки, затем начинают «покашливать», прикрывая нос и рот платком.
А ещё платочек нужен,
Чтоб спасти твой нос от стужи.
Нужен он тебе для слёз,
Ну, а если уж всерьёз,
Для здорового дыханья,
Для культурного чиханья.
Носовой платок бесценный
Нужен всем для гигиены.
В ходе наглядного игрового показа детям становится понятнее требование, что нос всегда должен быть чистым, они усваивают способы действия носовым платком.
Дидактическая игра «Делаем прическу».
Задача: учить детей держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: заколка для волос, расческа, зеркало, кукла Акулина.
Ход игры:
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
"Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса".
Воспитатель:
- Дети, Акулина, сегодня, грустная. Ей подарили красивую заколку для волос, а она не знает, что с ней делать. (Воспитатель демонстрирует заколку). Поможем ей сделать красивую прическу?
Ответы детей:
-Да.
Воспитатель просит малыша помочь, дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. Прикрепляет заколку к волосам куклы.
Воспитатель:
- Ах, какая красивая Акулина! Теперь она может, пойди в гости.
Акулина благодарит детей.
Воспитатель:
- Саша, давай и тебе сделаем красивую прическу!
Воспитатель расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, а затем просит малыша попробовать это сделать самому.
В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Упражнение «Сделаем лодочки»
Задача: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям куклы.
Ход упражнения:
Воспитатель обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
- засучить рукава
«Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит!»;
- открыть кран
«Знаем, знаем, да-да-да,
где ты прячешься вода»;
-сложить ладони рук «лодочкой»
"Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет»;
- подставить руки под струю воды, вымыть их
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!»;
- встряхнуть руками;
- закрыть кран;
- вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая кукле Акулине, который обращает его внимание на положение рук.
Формы работы с детьми:
• Игры-занятия;
• Игровые ситуации;
• Проблемные ситуации;
• Дидактические игры и упражнения;
• Беседа;
• Чтение;
• Познавательная деятельность;
• Алгоритмы.