Ольга Машакова
Дидактическая игра «Времена года» для детей 6–7 лет с диагнозом ОНР — 3
▼ Скачать + Заказать документы
Цели игры "Времена года"
1. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках.
2. Развивать связную речь, внимание, память.
3. Воспитывать любовь к природе, чувства прекрасного.
Игра 1. «Осень»
Цель:
1. Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги.
Публикация «Дидактическая игра „Времена года“ для детей 6–7 лет с диагнозом ОНР — 3» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2014
2. Упражнять детей в подборе слов по теме «Осень» с заданным количеством слогов.
Оборудование: Сюжетная картина «Осень», листочки-картинки с двухсложными словами: ливень, туча, листья, лужа, птица, трава; трехсложными словами: сапоги, снежинка, листопад, рябина, яблоко, брусника; цифры 1, 2, 3.
Ход игры:
Вариант 1.
Воспитатель показывает детям сюжетную картину «Осень», просит ее рассмотреть и назвать, какое время года на ней изображено, читает отрывок Чехова М. П.
Все дождь и дождь. Повсюду лужи,
На землю с крыш потоки льют.
Что день, то пасмурней и хуже
И от осенней острой стужи
Не знаешь где найти приют.
Воспитатель рассказывает: «Наступила осень, небо покрылось низкими свинцовыми тучами, часто идет дождь, лужи не просыхают. Помогите «Осени» собрать капельки-картинки в лужи. В лужу с 2 капельками будем собирать картинки, название которых можно разделить на 2 части (слога, в лужу с 3 капельками – картинки, названия которых делятся на 3 части (слога)».
В заключении педагог предлагает проверить, правильно ли разложены картинки по лужам, дети хором произносят их названия по слогам.
Вариант 2.
Воспитатель предлагает детям придумать слова с определенным количеством слогов (1,2,3 слога).
Игра 2. «Зима»
Цель: Учить определять наличие указанного звука в словах.
Оборудование: сюжетная картина «Зима»; снежинки-картинки на один указанный звук: [С] - санки, синица, снегирь, маска, сосулька, месяц, снеговик, свитер); [З] - зима, звезда, зайка, зерно, береза, [Ш] - шайба, шарф, кормушка, игрушка, хлопушка, ушанка, клюшка; [Ж] - снежинка, лыжня, лыжник; [Р] - сугроб, мороз, пурга, ворона, рябина; [Л] - льдина, платок, следы, елка; символы: [С] – насос, [З] – комар, [Ш] – змея, [Ж] – жук, [Р] – грузовик; буквы: С, З, Ш, Ж, Р, Л.
Ход игры:
Воспитатель показывает сюжетную картину «Зима», просит рассмотреть ее и назвать, какое время года изображено на картине.
Далее воспитатель читает детям отрывок из стихотворения Сурикова «Зима» :
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Воспитатель объясняет детям: Ветер перепутал все снежинки на нашей картине, давайте поможем «зиме» правильно разложить их по сугробам соответственно заданным звукам. Если дети знакомы с буквами, то на сугробах буквенное обозначение, если не знакомы, то обозначения символами.
Воспитатель вызывает 2-х детей и предлагает одному разложить снежинки-картинки со звуком [С], другому со звуком [З]. То же с другими звуками. Далее воспитатель приглашает 2-х детей проверить правильность выполнения задания
Игра 3. Весна.
Цель:
1. Учить определять количество звуков в словах, их последовательность.
2. Учить детей подбирать слова на заданную букву.
Оборудование: сюжетная картина «Весна», капельки-картинки на 3 заданных звука: жук, лук, рак, сом, сук; на 4 звука: грач, лужа, лист, туча, зонт; на 5 звуков: комар, пчела, птица; разрезная азбука в картинках.
Ход игры:
Вариант 1.
Воспитатель показывает сюжетную картину «Весна», просит рассмотреть картину, назвать какое время года на ней изображено, читает отрывок из стихотворения Садовникова Д. Н.
Звонко сбегают ручьи, шумно проносится лед
Там, где проходит весна в блеске своей красоты, -
Рядятся в зелень луга и выбегают цветы.
Воспитатель объясняет детям: «На нашей картине наступила весна, сходит снег с земли, река освобождается ото льда, начинается ледоход. На льдинах - полоски, которые соответствуют количеству звуков в словах».
Воспитатель вызывает ребенка, дает ему картинку, ребенок отчетливо называет ее, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове и кладет картинку на соответствующую льдину: «Жук должен плыть на 1-й льдине, потому что в слове ЖУК 3 звука: [ж][у][к]».
Вариант 2.
Воспитатель показывает детям карточку с буквой и просит подобрать слова на заданный звук. Например, А – аист, Б – белка.
Игра 4. «Лето»
Цель:
1. Учить определять первый звук в словах.
2. Упражнять в составлении слов из выделенных звуков.
3. Упражнять в чтении слов из 4 букв.
Оборудование: сюжетная картина «Лето», предметные картинки, буквы.
Ход игры:
Воспитатель показывает сюжетную картину «Лето», спрашивает какое время года на ней изображено, читает стихотворение Дрожжина С. Д.
Хорошо привольно летом
Зеленеет темный лес
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес:
Над широкими полями
Птичка в воздухе звенит,
С голубыми васильками
Рожь кормилица шумит.
Воспитатель предлагает узнать, какие слова спрятались в картине. Объясняет, что для этого нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на цветочках-картинках. Например, Рыба, Орех, Заяц, Автобус. Просит назвать первый звук в каждом из этих слов: [р][о][з][а] и догадаться, какое слово можно составить из этих звуков (роза). Затем демонстрирует буквы Р, О, З, А для прочтения слова РОЗА.
Слова, которые можно составить по первым звукам: ЖАРА (жаба, аист, ракета, арбуз); ГРОМ (гроза, рыба, облако, мак).