Оксана Пистунова
Дидактическая игра «Волшебный фонарик». Картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с дошкольниками. Это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета.
С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками, посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой,забором, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве или за забором?»
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.
Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Дидактические игры можно использовать : на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:
• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;
• при решении математических задач;
• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.
• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи.
Цель игр с фонариком:
Повышение эмоционального, психологического, благополучия детей;
Улучшение запоминания нового материала;
Формирование системы знаний об окружающем мире через познавательно-исследовательскую деятельность;
Развитие стремления к поисково-познавательной деятельности;
Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.
Задачи:
Образовательные: уточнить и систематизировать знания детей об овощах, фруктах и ягодах, насекомых, обитателях леса.
Развивающие: развивать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми.
Обогащать активный словарь новыми словами, развивать связную речь, мелкую моторику.
Формировать умение аргументировать свои ответы.
Воспитательные: воспитывать у воспитанников самостоятельность, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты: повышение эмоционального, психологического благополучия, улучшение запоминания нового материала, наличие потребностей в овладении новыми знаниями.
Картотека игр с фонариком:
«Кто за забором?» (лексическая тема «Домашние животные». Цель: Закрепить умение образовывать названия детёнышей животных и употреблять в речи предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. ,
«Что висит в шкафу?» (лексическая тема «Одежда»,
«Кого поймали сачком» (лексическая тема «Насекомые». Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА, В, ИЗ, С; согласование числительных с существительными, употребление существительных в родительном падеже един. и мн. ч. ,
«Что съел хомяк?» (лексическая тема «Овощи и фрукты»,
«Какие припасы сделала белка?» (лексическая тема «Дикие животные»,
«Полезная и вредная еда» (лексическая тема «Здоровье», «Продукты питания»,
«Кто живет в море?» (лексическая тема «Морские обитатели». Цель: расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов ЗА, ПОД, В, ИЗ, К, МЕЖДУ согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, согласование числительных с существительными,
«С кем разговариваешь по телефону» (лексическая тема «Семья»,
«Что мама стирает в стиральной машине» (лексическая тема «Семья»,
«Что в мешке Деда мороза» (лексическая тема «Новый год». Цель: развитие и усвоение навыков словоизменения и словообразования,
«Что в коробке» (формирование понятий «один-много,
«Что нарисовал художник» (активизировать словарь детей, развивать коммуникативные навыки)
«Волшебные баночки» (закрепить умение образовывать относительные прилагательные с существительными и согласовывать их с существительными по родам, и много разных других игр.
Например, любимая моими детьми игра: «Какие припасы делают животные», "Волшебные баночки". Дети берут картинку, подсвечивают ее, и называют какое это животное и где оно живёт и т. д. Дети учатся отвечать полным предложением, у них обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, развивается связанная речь.
В. А. Сухомлинский говорил об игре так: «Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости».