Наталья Власова
Консультация для воспитателей «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ребёнку предлагается найти выход. Главное назначение этих игр -это стимулирование у ребёнка мозговой деятельности.
По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на три группы:
предметные : (в основном, это дидактические игрушки и материалы);
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
настольно - печатные игры: основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или сложения из частей целого (разрезанные картинки, эти игры развивают у ребёнка логическое мышление и несут важную познавательную нагрузку; эти игры подходят как для малышей так и для старших дошкольников;
словесные игры, включающие в себя большинство народных игр. Сложность словесных игр в том, что они чаще всего не связаны с непосредственным восприятием предметов, явлений, а требуют определенного абстрагирования в них,
дети должны в них самостоятельно делать выводы и умозаключения, проявлять внимательность и быстроты реакции. Эти игры подходят для старших дошкольников.
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры : они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры надо обращать внимание на то, что бы в игре присутствовали элементы занимательности, поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.
Особенность дидактической игры в том, что усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности.
С помощью игры у детей развивается память, мышление, внимание, воображение то есть те качества которые необходимы ребёнку для дальнейшей жизни. Играя ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Родители порой сами предлагают ребёнку поиграть в школу, чтобы закрепить навыки чтения, в магазин, чтобы проверить умение считать. Игры делятся на несколько видов: на развитие умственных способностей, на развитие восприятия, внимания, творческих способностей и ещё игры помогают подготовить ребёнка к школе. Игры направленные на развитие восприятия формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам как цвет, форма, величина. Для развития восприятия у детей младшего возраста можно использовать игру «Сделай как я», в этой игре ребёнок знакомиться с формой и величиной, а в игре «Мозайка» дети закрепляют цвет. В играх на внимание у ребёнка формируется умение сосредоточиться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте - это его устойчивость, переключение и т. д. Устойчивость внимания это значит, длительное время сосредоточиться на чём-то. Переключение внимания, это значит переходить от одной деятельности к другой. В играх на развитие памяти развивается и укрепляется память она становиться произвольной для развития памяти можно использовать такие игры «День рождения куклы», «Запомни картинки».
В играх на развитие мышления развивается у детей три формы мышления : наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое.
В младшем возрасте применяют дидактические игры с предметами. Эти игры направлены на развитие речи и обогащения словарного запаса слов, развития самостоятельности. Так например игры: «Накорми Катю»,«Постираем кукле бельё», «Уложим куклу Катю спать», в этих играх дети учатся мыслить, и решать практические задания. Содержание дидактических постепенно расширяются и обогащаются в связи с возрастом детей.
Также в работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр являются усвоение ребёнком культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Завтрак для куклы», «Оденем куклу», «Уложим куклу спать» и т. д.
Само название игр направлено на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные взаимопонимания.
«Поиграй со мной!»- как часто мы слышим эту просьбу от своих детей и сколько радости они получают, когда мы, преодолевая свою усталость, соглашаемся хоть на немного побыть с ребёнком. Играя с ребёнком, мы следуем его желаниям: он сам рассказывает нам, что надо делать, мы послушно выполняем его требованиям, доставляя ему удовольствие. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, это и обучение, и познание окружающего мира.
Почти для каждой игры даются упрощенные и усложненные варианты её проведения, поэтому использовать игры надо в соответствии с возрастом ребёнка и его индивидуальными особенностями. Каждая игра - это и общение ребёнка со взрослыми, с другими детьми; это школа сотрудничества в которой он учиться и радуется успеху и стойко переносит неудачи. Доброжелательность, поддержка, выдумка, радостная обстановка и только в этом случаи игры будут полноценны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть с одним ребёнком, а можно с несколькими. А ещё лучше играть всей семьей, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведенные вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Так давайте поиграем!
Предлагаю вам игры, в которые можно играть вам с вашим ребёнком в домашних условиях.
1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИТКИ РУК
Предлагайте ребёнку самостоятельно завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, молнии. В игре с куклой одевать, раздевать, кормить куклу. Выполнение этих действий демонстрирует умение ребёнка осуществлять координированные действия.
Возьмите коробку, сложите игрушки разной величины и формы и попросите ребёнка выбрать только мелкие игрушки, затем всё сложить и повторить тоже самое с крупными игрушками.
2. ИГРЫ НА ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ, ЦВЕТА, ВЕЛИЧИНЫ
Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зелёного цвета.
1. Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребёнка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зелёного цвета и попросите отыскать точно такой же.
2. Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребёнка найти такие же кубики и затем всё сложить в эту же коробочку. Затем перемешайте снова красные и зелёные кубики и тоже самое задание выполняйте с зелёными кубиками.
3. Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую зелёный кубик, а ребёнок раскладывает остальные в соответствии с цветом.
4. Используйте кубики (по 5 штук) трё х цветов: красные, зелёные, желтые. Если ребёнку трудно даётся выполнение задания, помогите ему группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.
3. ИГРЫ С КУКЛАМИ.
Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребёнку, как её одевать, кормить, гулять с ней и т. д. Постоянно стимулируйте ребёнка к общению через жесты и действия, задавайте побольше вопросов ребёнку. Например: «Оленька, посмотри какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся с ней, дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?» и т. д.
4. ИГРА С РАЗРЕЗНЫМИ КАРТИНКАМИ
Возьмите картинку с нарисованным на ней хорошо знакомым предметом. Разрежьте эту картинку на две части и попросите ребёнка соединить эти части вместе, и угадать что это за предмет.
Если у ребёнка это задание не получается, приготовьте две одинаковые предметные картинки, одна из которых
разрезана на две части.
Дайте ребёнку разрезанную картинку, показываете ему целую и говорите: «Вот посмотри на эту картинку, на ней нарисован мяч; сложи две части, чтобы у тебя получилась такая же картинка, с мячом».
5. ИГРА С ПРЕДМЕТАМИ РАЗНОЙ ВЕЛИЧИНЫ:
Для этой игры можно сделать самим необходимое пособие в виде кружков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона. Важно, чтобы одинаковые фигурки были одного цвета. Например, все кружочки – красные, все квадраты –
синие, все треугольники – зелёные. То есть различие – только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленького 2-3 см, размеры большого треугольника 4,5х4 см, 5х4,5см ; малого 3х3х3 см; овалов 5х3 см и 3х2 см. Сначала вы показывайте ребёнку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: «Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай разложим большие в одну коробочку, а маленькие – в другую».
Выполняйте это задание сами, спрашивая у ребёнка, куда положить большой кружок и куда маленький (маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем положите в коробочки, предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.
Если с этим заданием ребёнок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.
И только после того, как ребёнок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребёнку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружочки и маленькие квадратики. Раскладывайте вместе с ребёнком кружки в одну коробочку, квадратики – в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.
Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребёнка к занятиям (называйте фигуры игрушками, употребляйте слова: такой, не такой, одинаковые, разные: не требуйте, чтобы ребёнок произносил и запоминал названия фигур).
Играйте – ведь игра это способ познания окружающего ребёнком.
Выполнила : воспитатель Власова Н. Н. МДОУ детский сад №1 п. Высокое