Наталья Рязанова
Дидактическая игра «Нейропланшет»
Нейропланшет
1. Игры для тренировки артикуляционной моторики
Под каждой цифрой находятся артикуляционные задания.
Выбираем упражнения для конкретного звука. Ребенку необходимо бросить мешочек в соответствующую цифру, затем узнать, какое упражнение скрыто под ней, и выполнить его столько раз, сколько показано на цифре. Можно усложнить задачу, добавив пальчиковые позы.
Применение кинезиологической артикуляционной гимнастики с использованием рук увеличивает интерес детей к упражнениям, способствует развитию не только артикуляционной и пальчиковой моторики, но также улучшает координацию движений, пространственные навыки, память и внимание, как зрительное, так и слуховое, а также мышление.
2 Игра «Самый точный»
В ячейках находятся картинки с автоматизируемыми звуками, сверху размещены эмоции и цифры от 1 до 9. Ребенок бросает мешочек в цифру и говорит с удивлением или радостью слова с нужным звуком определенное количество раз. Можно сыграть без чисел: к изображению с эмоцией прикрепить картинку с автоматизируемым звуком. Ребенок бросает мешочек и называет слово с выпавшей эмоцией.
3 Игра «Магазин».
Под каждой цифрой находятся картинки с продуктами или игрушками (любая тема). Ребенок бросает мешочек в цифру, поднимает её и говорит: «Я хочу купить 5 груш, 4 яблока, 3 лимона, 5 диванов, 9 стульев».
3 Игры с кинезиомешочками.
К нейропланшету можно приобрести кинезиомешочки, которые можно использовать в упражнениях на переключение. Игры развивают пространственную ориентацию, координацию, силу и точность броска, способствуя общей двигательной активности, ловкости и быстроте реакции, что важно для функций мозга ребенка.
Простой (бросить мешочек вверх и поймать двумя руками).
Хлопок (бросить мешочек вверх и хлопнуть).
Накрест (бросить мешочек вверх и переплестить руки).
На бок (бросить мешочек вверх и положить руки на бока).
Затем добавляем автоматизацию звуков в слогах, слова ра-ро-ру-ры.
4Игры для тренировки памяти.
Игра «Мемо» (автоматизация звуков, работа со слоговой структурой слов). Парные картинки находятся под цветными кружками. Нужно вспомнить, где находится аналогичная картинка и назвать её. После открытия силуэтов добавляем кинезиологические упражнения: показать первую пару картинок указательными пальцами, вторую средними, третью безымянными, четвёртую мизинцами. Для тренировки слухоречевой памяти игрок повторяет четыре слова, заданных преподавателем.
Таким образом, игры для тренировки артикуляционной моторики являются не только развлекательными, но и образовательными. Они позволяют детям освоить сложные звуки через движение, что значительно повышает эффективность обучения. Важно заранее объяснить правила игры, чтобы ребенок понимал свои действия и мог сосредоточиться на выполнении упражнений.
Также стоит отметить, что использование различных эмоциональных компонентов в играх способствует развитию социального интеллекта ребенка. Дети учатся выражать свои эмоции через слова и выражение лица, что важно для их психологического развития. Командные игры демонстрируют важность взаимодействия с другими детьми, развивая навыки сотрудничества и общения.
В конечном итоге, занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме не только способствуют развитию речи, но и делают процесс обучения увлекательным и запоминающимся.
5. Игра «Угадай-ка» — в окошках планшета лежат геометрические фигуры. Под любую фигуру кладется любая картинка с заданным звуком. Ребята бросают мешочек и составляют уточняющие вопросы. (Моя карточка, под красным кругом? Или моя карточка под синим квадратом) Проанализировав все признаки находит и четко проговаривает: - красный кораблик под красным треугольником.
это не только развлечение, но и замечательный способ развивать аналитическое мышление и коммуникативные навыки у детей. В процессе игры ребята учатся задавать уточняющие вопросы, формулировать свои мысли и внимательно слушать ответы. Ведь только обдумав все признаки фигур и задавая последовательные вопросы, они смогут определить, где же скрывается загаданный объект.
Каждый раунд становится настоящим испытанием, где важно не только внимание, но и логика. Игроки учатся работать в команде, ведь иногда даже один вопрос может дать ключевой подсказку. В результате обсуждения и анализа другая команда может оказаться рядом с правильным ответом, что добавляет элемент соперничества и делает игру ещё более увлекательной.
Кроме того, «Угадай-ка» помогает детям обучаться цветам и геометрическим фигурами в игровой форме. Множество вариантов вопросов дает возможность экспериментировать с языком и расширять словарный запас.