наталья шнюкова
Дидактическая игра «Мой дом, моя семья»
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
А в нашей работе, как работе педагога группы, игра несёт в себе важную целенаправленную функцию при взаимодействии с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).
Соответственно диагностической деятельности специалистов и воспитателей нашего сада выявляются каждый год все больше детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). На основании адаптированной образовательной программы, индивидуальных образовательных маршрутов и рекомендаций специалистов нашего сада (учитель -логопед, педагог - психолог) нами было создано многофункциональное дидактическое пособие, которое включает в себя несколько разнообразных игр. Но в первую очередь это пособие направлено на достижение целей и задач по развитию некоторых структурных компонентов общего нарушения речи детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Публикация «Дидактическая игра „Мой дом, моя семья“» размещена в разделах
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Мой дом
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Игры, дидактические пособия
- Социальные навыки. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Таким образом:
Цель: Обогащение словарного запаса посредством знакомства с названием предметов мебели и сезонной одежды людей.
Задачи:
1. Пополнение и обогащение словарного запаса. Развитие лексико-грамматических категорий: согласование существительных с прилагательными.
2. Развитие зрительно-пространственного гнозиса – ориентации на плоскости.
3. Развитие основных психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Формирование и развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками, умение распределять роли в игре.
6. Развитие детской инициативы, самостоятельности, творческой активности.
Нозологическая группа: тяжелые нарушения речи (ТНР).
Возрастная группа: средний, старший дошкольный возраст.
Данное пособие представляет собой большой альбом, в котором ярко и понятно для детей представлены все комнаты квартиры. В прикреплённых рядом конвертах предложены разнообразные предметы мебели и другие предметы для дизайна квартиры. Кроме этого прилагаются картинки – куклы основных членов семьи : папа, мама, дочь, сын. К каждому члену семьи прилагается большое количество одежды, обуви и головных уборов на все времена года.
Такой «Кукольный домик» можно использовать для режиссёрской игры, в которой ребёнок берёт на себя роль всех кукол, придумывает сюжет и сам исполняет его, проявляя свои знания, творчество. В игре в «Кукольный домик» ребё нок закрепляет следующие знания: понятия о здоровом образе жизни, основы этикета, правильном поведении в обществе, правильном ведении домашнего хозяйства, знания о мебели, бытовой технике, правильном её использовании.
Дети с большим удовольствием играют, дополняя комнаты предметами (кастрюли, тарелки, блюда). Подбирают мебель для комнат, переставляют её из комнаты в комнату, ходят куклами из комнаты в комнату. Объясняют местоположение предметов на плоскости: справа – слева, выше-ниже, дальше-ближе.
В этом семейном домике могут играть как один, так и несколько детей сразу. Дети учатся общаться друг с другом, договариваться, играть дружно и слаженно.
Виды дидактических игр :
1. «Новоселье куклы».
Цель: учить детей правильно называть комнаты в доме, предметы интерьера и мебели, их функцию (обогащение номинативного словаря).
Воспитатель предлагает выбрать главного героя игры, одеть его, определить роль его в семье, дать имя.
В игре разыгрывается ситуация новоселья главного героя. Герой - ребёнок выбирает предметы интерьера для комнаты, расставляет предметы по желанию, объясняя, что и куда расставляет.
2. «Красный, синий, зеленый».
Цель игры: учить правильному употреблению названий предметов и их признаков (согласование существительных с прилагательными).
Воспитатель предлагает рассмотреть расставленные предметы интерьера комнаты и назвать предмет с его признаком (кресло зелёное, диван розовый и т. п.)
3. «А что в комнате стоит?».
Цель игры: учить находить и называть предметы мебели, объяснять их функциональное назначение (развитие связной речи).
Воспитатель самостоятельно расставляет предметы мебели и интерьера в задуманную комнату домика. Расставляет и верные предметы, и мебель из других комнат. Ребёнку предлагается объяснить, что в комнате находится правильно или неверно и почему.
4. «Что исчезло – расскажи
Что поставим – покажи».
Цель игры: развитие умения правильного определения расположения предметов в пространстве (развитие пространственной ориентации).
Воспитатель предлагает ребенку расставить предложенные предметы мебели и членов семьи строго следуя инструкции. Инструкция воспитателя содержит следующие определяющие слова: слева от, за, между, далеко, по центру, над, под и т. д.
5. «Шапка, да шубка – вот и наш Мишутка».
Цель игры: учить правильному употреблению в речи названий одежды и обуви и их признаков.
Воспитатель предлагает выбрать героя, который будет находиться сейчас в этой комнате, и одеть его в одежду соответственно времени года (воспитатель сам загадывает, какое время года сейчас в игре). Ребёнку предлагается описать, что одевает кукла: синие брюки, жёлтую рубашку и др.
6. «Что? Где? Когда?».
Цель игры: учить составлять простые предложения (развитие связной речи).
Воспитатель предлагает ребёнку оформить интерьер любой понравившейся комнаты. Затем он располагает одного или несколько кукол в этой комнате. Ребёнку предлагается подумать и рассказать, что делает эта кукла.
Это пособие было создано в рабочем варианте для апробирования: понять эффективность его применения с детьми ОВЗ.
И практическое применение этого пособия в результате показало очень хорошие результаты. Дети активно и с удовольствием играют с главными героями, с любопытством знакомятся с правилами игры, хорошо и старательно выполняют предложенные задания. Им очень хочется играть самостоятельно в одиночку, с друзьями или решать поставленные вопросы с воспитателем. У детей с тяжёлыми нарушениями речи пополнился словарный запас, развивалось умение составлять предложения по изменяющимся картинкам, произошло развитие умения правильно согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях. И это всё на фоне интересной и занимательной игры, что является замечательным стимулом для эффективной продуктивной деятельности воспитанников.
В результате было принято решение об изготовлении этого, но более усовершенствованного пособия.