Ксения
Дидактическая игра как средство развития логического мышления на уроках математики в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников
Аннотация. В статье проанализированы особенности развития логического мышления. Рассмотрены вопросы применения дидактической игры на уроках математики.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития логического мышления на уроках математики в 1 классе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика, 1 класс
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важнейшими показателями характеристики успешного развития обучающихся является проявление активной и самостоятельной деятельности в учебе. Несомненно, эта работа неосуществима без приобретения младшими школьниками ключевых закономерных действий, первоначальным компонентом которых считается мышление, а именно, логическое мышление.
В настоящее время перед системой школьного образования стоит задача максимального развития логического мышления каждого учащегося. В качестве средства развития логического мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе предлагается форма игры, поскольку игровая деятельность не только любимое занятие детей, это ещё и ведущий вид их деятельности. Именно в игре формируются основные психологические новообразования.
В современном мире умение логически мыслить является одним из главных достоинств, которые ведут человека к самореализации и успеху. Именно поэтому школа и семья должны сосредоточить все свои усилия для полноценного развития у детей всех психических процессов.
В настоящее время перед системой школьного образования стоит задача максимального развития логического мышления каждого учащегося. В качестве средства развития логического мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе предлагается форма игры, поскольку игровая деятельность не только любимое занятие детей, это ещё и ведущий вид их деятельности. Именно в игре формируются основные психологические новообразования
С поступлением ребёнка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Младший школьный возраст является динамичным в развитии и логического мышления, которое происходит во время учебной деятельности. Важно, чтобы учителя и родители обращали должное внимание на формирование мыслительных процессов и всячески этому способствовали. Постепенно осваивая приемы мыслительной деятельности, младший школьник приобретает способность решать поставленные задачи в уме, а также анализировать процесс своих рассуждений. Рассуждения же постепенно приобретают логически – верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования развитие логического мышления является одним из метапредметных универсальных учебных действий младших школьников. Оно призвано улучшить качество обучения, расширяя границы познания, давая возможность судить о том, что учащийся не наблюдает, а предвидит явления, которые в данный момент не существуют.
Возможности формирования приемов логического мышления у младших школьников не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя всю учебную деятельность таким образом, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
Одни из эффективных средств развития логического мышления являются игровые технологии, а именно дидактическая игра. Их использование на учебных предметах приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, дидактические игры – это всегда интересно и познавательно, и они способны внести в учебную деятельность стремление к знаниям и желание учиться.
Умелое использование дидактических игр в учебном процессе облегчает его. Положительные эмоции облегчают процесс познания. Все выше сказанное убеждает в необходимости и возможности формировании и развития у младших школьников познавательных процессов, в том числе и логического мышления, с помощью использования дидактических игр.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.
Дидактическая игра – игра, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Дидактическая игра является ценным средством воспитания учащихся, она активизирует психические процессы, вызывает интерес к процессу познания. В ней охотно учащиеся преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения, в том числе творческие, приобретают новые знания, навыки. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Одним из признаков дидактической игры является устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры : игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровые действия активизируют познавательную деятельность учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.