Инна Вепрева
Дидактическая игра «Драгоценные россыпи». Ориентироваться на плоскости по схеме
▼ Скачать + Заказать документы
Цель игры:
• развитие умения ориентироваться на плоскости по схеме
• закрепление навыка согласования имен прилагательных и имен существительных в роде и числе
• закрепление умения находить заданную фигуру по трем признакам: цвет, размер, форма
• автоматизация произношения звуков «Р», «Р», «Ль» в предложениях
• развитие памяти, внимания, мыслительных операций
• развитие умения работать в парах
• развитие само- и взаимоконтроля
• формирование умения давать четкую инструкцию партнеру по игре
Публикация «Дидактическая игра „Драгоценные россыпи“, Ориентироваться на плоскости по схеме» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Моя Родина Россия
- Ориентировка в пространстве
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2021
• воспитание уважительного, доброжелательного отношения к партнеру по игре
Оборудование: 2 игровых поля- формата А3 и А4, карточки с заданиями по ориентировке на листе, поля 3*3 для каждого игрока, маленькие карточки с кристаллами, фишки для каждого игрока, кубик.
Игра проводятся индивидуально или с подгруппой из 2-4 человек.
Возраст игроков: 5-7 лет. Сложность и количество заданий подбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка и этапа коррекционной работы.
Варианты игры:
1 вариант. «Найди кристалл по схеме». Играют 2-4 человека. Используется большое игровое поле. Очередность ходов определяется броском кубика или по считалке.
Игрок выбирает карточку с заданием, находит на игровом поле кристалл с карточки и ставит на него свою фишку. Игрок называет и выполняет ходы по своей схеме, переставляет фишку по полю и находит заданный кристалл.
При правильном ответе, игрок берет себе маленькую карточку с таким же кристаллом, и кладет ее на свое поле 3*3. Если ответ неверный, карточку с кристаллом игрок не получает.
Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов за правильные ответы. В конце игроки выкладывают из кристаллов узор на поле 3*3.
Усложнение: 1. Ребенок вместе с педагогом обговаривает и находит на схеме направление стрелок. 2. Ребенок самостоятельно проговаривает и выполняет задание, передвигая фишку по полю. 3. Ребенок ставит фишку на кристалл со схемы, а шаги по полю выполняет мысленно и называет ответ. 4. Педагог называет направление движения, ребенок выполняет инструкцию на слух (1-3 хода).
Игра в парах. Игроки дают друг другу задания по карточке и проверяют друг друга, правильно ли найдены кристаллы по схеме.
2 вариант. «Отгадай кристалл». Играют 1-2 ребенка. Используется 2 игровых поля и маленькие карточки с кристаллами. У ведущего маленькое игровое поле и маленькие карточки с кристаллами. Ведущий берет карточку с кристаллом, и не показывает ее ребенку. Ведущий находит этот кристалл на своем игровом поле и задает про него вопрос, используя слова «справа, слева, между».
Примеры вопросов ребенку: «Какой кристалл находится справа от круглого, маленького, желтого кристалла?» «Какой кристалл между красным, большим квадратным кристаллом и зеленым, овальным, большим кристаллом?»
Ребенок на большом игровом поле находит кристалл, который загадал ведущий. Если ответ верный, ребенок забирает карточку с кристаллом у ведущего.
Выигрывает тот, кто соберет больше кристаллов.
3 вариант. «Загадки». В игре используются два игровых поля и маленькие карточки с кристаллами. Играют 1-2 ребенка. Ведущий выбирает первый кристалл и говорит игроку, какой кристалл он выбрал. Затем ведущий придумывает задания из 2 или 3 ходов и берет карточку с кристаллом - отгадкой. Ведущий называет игроку ходы по своему полю, игрок находит кристалл на большом игровом поле по слуховой инструкции. Если игрок ответил правильно, он забирает карточку с кристаллом себе.
Во время игры дети дают ответы полными предложениями, стараются правильно произносить звуки «Р», «Л», «Ль». Пример ответа: «Я нашел круглый, овальный маленький кристалл». «Справа от синего квадратного большого кристалла находится большой, красный, квадратный кристалл».
4 вариант «Мемори»
Играют 1-2 ребенка. Используются парные маленькие карточки Парные карточки раскладываются на столе рисунками вниз. Игроки по очереди открывают по две карточки. Если на них окажутся два одинаковых кристалла, игрок забирает карточки себе. Если картинки не совпали, карточка возвращается на поле. Побеждает тот, кто сможет быстрее собрать больше парных карточек.
В конце игры игрок проговаривает, какие кристаллы он нашел. Пример ответа: «Я нашла маленькие, синие, круглые кристаллы».
5 вариант. «Выложи узор по памяти». Играют 1-3 ребенка. Используются поля 3*3 и маленькие карточки.
У ведущего и игроков поля 3*3 и маленькие карточки. Ведущий на своем поле выкладывает узор из кристаллов. Игроки повторяют такой же узор на своих полях. Вариант: дети по очереди становятся ведущими и придумывают узоры для игроков, а потом проверяют, правильно ли выложены узоры и объясняют ошибки.
6 вариант. «Выложи узор под диктовку». Играют 1-4 ребенка. У игроков маленькие поля и одинаковые наборы маленьких карточек. Ведущий не показывает свое игровое поле другим игрокам. Ведущий выкладывает у себя на поле узор и диктует игрокам, где располагаются фигуры. Игроки под диктовку ведущего выкладывают узоры на своих полях. Затем ведущий открывает свое поле и проводится само- и взаимопроверка выполненного задания.
7 вариант. «Найди лишнюю фигуру». Играют 1-4 ребенка.
Используются маленькие карточки и поля 3*3. Ведущий выкладывает на поле 3-4 фигуры. Ребенок выбирает лишнюю фигуру и объясняет, почему эта фигура лишняя.
8 вариант. «Продолжи ряд». Играют 1-4 ребенка. Маленькие карточки с кристаллами поровну делятся между игроками. Ведущий для каждого игрока начинает выкладывать ряд фигур. Игроки самостоятельно или с помощью взрослого продолжают выкладывать ряд фигур дольше.
9 вариант. «Сортировка фигур». Играют 1-4 ребенка. Маленькие карточки с кристаллами поровну делятся между игроками, можно использовать поля 3*3 для выкладывания фигур.
Варианты заданий детям:
• Выбери только большие кристаллы
• Выбери только квадратные кристаллы
• Выбери только маленькие, красные кристаллы
• Выбери только синие овальные кристаллы
• Выбери только маленькие кристаллы
• Выбери не квадратные и не красные кристаллы
• Выбери не маленькие и не синие кристаллы
Дети слушают задание, выкладывают на своих полях нужные фигуры. После выполнения каждого задания проговаривают, какие кристаллы выбрали. Учитель-логопед обращает внимание на правильность построения предложений и правильное произношение звуков в соответствии с речевыми возможностями детей. Сложность заданий и количество фигур для сортировки подбирается с учетом возраста и индивидуальных возможностей каждого ребенка.