Любовь Зыкина
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является основной деятельностью ребенка – дошкольника.
В настоящее время широкое распространение получил термин «развивающие игры». Это игры, придуманные взрослыми, для развития способностей у детей.
Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые правила и действия.
Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли, а также дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Публикация «Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
Игра развивает язык, а язык организует игру. Что особенно важно для работы с детьми с ОНР.
В современной системе образования обозначено противоречие: с одной стороны, общество предъявляет новые требования к познавательному речевому развитию детей, и они достаточно высоки, а с другой стороны состояние речевого развития детей дошкольного возраста ухудшилось. Поэтому для специалистов несомненно важным является поиск универсальных методов и приёмов.
Дети с ОНР вследствие плохой концентрации внимания, повышенной отвлекаемости, слабой самоорганизации начинают испытывать трудности в процессе обучения, имея даже неплохие способности. Им требуется опора на схемы, модели, таблицы для лучшего восприятия изучаемого материала. Но если они заняты чем-то действительно им нравящимся, эти проблемы уходят.
Мы предложили детям логопедической группы творческое решение речевых проблем.
Морфологический анализ «матрица»
Суть метода сводится к составлению морфологической таблицы (матрицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и являются основой аналитической деятельности.
Игра «Шифровальщик»
Игра предназначена для работы с детьми 5-6-7 лет, а также с детьми с ОНР.
Цель. Совершенствовать навык чтения.
Задачи: актуализировать словарь по теме, развивать память, зрительное и слуховое внимание, профилактика дисграфии, развивать фонематический слух, пространственную ориентировку.
Игра удобна в использовании при проведении индивидуальной работы с детьми, а также в совместной деятельности воспитателя и детей. Она разработана и может быть использована с учётом индивидуальных особенностей детей.
Материал: Ребенку выдается основная схема (матрица) и схема зашифрованного слова.
На матрице по вертикали обозначены разные значки, по горизонтали – цифры. Сама таблица заполнена набором букв. Необходимо найти заданную клетку пересечения и вписать найденную букву в схему зашифрованного слова.
Результат расшифровки детьми:
Организуя такую игру с детьми, мы сразу решаем несколько речевых задач и все это достигается через творческую игру в свободной деятельности детей. В игре принимают участие сразу несколько детей, т. е. формируются ещё и коммуникативные навыки.
Следующим этапом работы может быть уже усложнённая таблица, в основу которой входят слоги. И дети, проведя анализ, составляют слова из слогов. Причем ребёнок сам решает, какую карточку – схему ему взять: с двух или трёх сложным словом. А дальше можно включить творчество детей и педагога и предложить продолжение игры побуждая находить общее и различие между двумя объектами природного и рукотворного мира (игра «Теремок») и т. д.
Игра «Живые слоги»
Задачи: Учить детей читать систему координат, развивать зрительное внимание, мышление, совершенствовать навык чтения.
Материал: Ребенку выдается основная схема (матрица) и схема зашифрованного слова.
На матрице по вертикали обозначены разные значки, по горизонтали – цифры. Сама таблица заполнена набором букв и слогов. Необходимо найти заданную клетку пересечения и вписать найденную букву или слог в схему зашифрованного слова.
Пример схемы зашифрованного слова
Вот что получается.
А дальше можно включить творчество детей и педагога и предложить продолжение игры побуждая находить общее и различие между двумя объектами природного и рукотворного мира (игра «Теремок»), найти лишнее слово…
Этот метод очень заинтересовал детей и привнес положительные результаты по решению поставленных задач. Тогда мы стали использовать матрицу не только для закрепления материала по развитию речи, но и для поисков объекта геометрических фигур, цифр.
Варианты использования игры:
«Какая буква играет в прятки» - предложить придумать слово с заданным звуком
«Найди слово на игровом поле» - выложить слово, используя дополнительные карточки с буквами и разделить слова на слоги, прохлопывая руками.
«Какие буквы живут в столбике №2…» - для проведения гимнастики для глаз.
«Нарисуй букву»- учить запоминать графическое изображение букв.
«Узнай звук по артикуляции» - назвать и показать звук на игровом поле.
«Угадай геометрическую фигуру».
«Какой звук умеет петь, а у каких это не получается?»- учить различать гласные и согласные звуки.
«Шифровальщик» - развивать умение делать звуковой анализ слова.
«Какая буква играет в прятки» - предложить придумать слово с этим звуком.
Использование данной технологии в детском саду позволяет развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. «Оживить» знания, «оживит» процесс, что позволяет получить удовольствие от работы, а у воспитанников от пребывания в группе детского сада.