МААМ-картинки

Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста

Наталья Гончаренко
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель исходного этапа опытно – поисковой работы - выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.

Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Подбор диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность.

2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми.

3. Анализ полученных результатов.

4. Количественная и качественная обработка данных.

Публикация «Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Несмотря на активный процесс естественного развития речи детей четвертого года жизни, желательно включить в работу систематическое обследование речи, цель которого – фиксировать положительные и отрицательные тенденции в речевом развитии каждого ребенка. Обследование проводится два раза в год (начало и конец года) на постепенно усложняющемся материале.

Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста возможно только тогда, когда педагог:

- хорошо знает возрастные особенности развития речи четвертого года жизни;

- умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.

Индивидуальные особенности развития речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.

В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.

В исследовании предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую формы работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна в условиях работы в свободное от образовательной деятельности время.

Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.

Методика исследования

Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:

Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.

Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.

Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.

Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]

Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].

Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.

Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:

- образовывать существительные множественного числа;

- образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;

- образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;

- употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);

- согласовывать существительные с прилагательными.

Состояние грамматического строя речи

Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)

1. Множественное число существительных

2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа

3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных

4. Употребление предлогов

5. Согласование существительных с прилагательными

Задание 1. Один - много

Образовывать существительные множественного числа.

Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): - один предмет; - много предметов.

Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:

Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:

Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол - столы

Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.

Задание 2. Чего не стало?

Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.

Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)

(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)

Задание 3. Маленькие предметы

Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.

Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.

Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:

Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.

Задание 4. Бывает – не бывает.

Понимание и употребление предлогов.

Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:

Где летает бабочка?

Бабочка летает … (над цветком).

Где сидит птица?

Птица сидит … (на ветке).

Куда спряталась белка?

Белка спряталась … (в дупло).

Где лежит ежик?

Ежик лежит … (под кустом).

Куда скачет кузнечик?

Кузнечик скачет … (к грибу).

Куда спрятался заяц?

Заяц спрятался … (за пень).

Откуда выглядывает мышонок?

Мышонок выглядывает … (из норки).

С кем в траве прячется жук?

В траве прячется жук … (с божьей коровкой).

Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.

Задание 5. Что какого цвета?

Согласовывать существительные с прилагательными.

Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.

Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги): белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.

Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].

Оценка результатов:

3 балла — за точный и правильный ответ;

2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);

1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).

Сформированность грамматических конструкций

Высокий уровень - 3 балла

Средний уровень - 2балла

Уровень ниже среднего - 1 балл

Высокий уровень.

Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.

Средний уровень.

Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).

Уровень ниже среднего.

Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.

Публикации по теме:

«Наши успехи». Реализация ФГТ в 2011–2012 учебном году Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. Для этого проводилась.

Всё о диагностике в детском саду. Аналитическая справка о проведении диагностики Аналитическая справка по результатам отслеживания степени достижений детей в старшей группы Филиала МКДОУ «Галкинский детский сад» за учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 января 2014 в 09:43
+64Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гончаренко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 69.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД