Наталья Гончаренко
Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исходного этапа опытно – поисковой работы - выявить уровень грамматического строя речи детей четвертого года жизни.
Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Подбор диагностических заданий и внедрение их в практическую деятельность.
2. Организация целенаправленного педагогического наблюдения за детьми.
3. Анализ полученных результатов.
4. Количественная и качественная обработка данных.
Публикация «Диагностика сформированности грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Несмотря на активный процесс естественного развития речи детей четвертого года жизни, желательно включить в работу систематическое обследование речи, цель которого – фиксировать положительные и отрицательные тенденции в речевом развитии каждого ребенка. Обследование проводится два раза в год (начало и конец года) на постепенно усложняющемся материале.
Правильное и эффективное планирование и проведение работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста возможно только тогда, когда педагог:
- хорошо знает возрастные особенности развития речи четвертого года жизни;
- умеет соотнести индивидуальные особенности развития речи каждого ребенка группы с возрастными особенностями.
Индивидуальные особенности развития речи выявляются при детальном обследовании состояния речи детей группы в начале учебного года.
В возрасте четвертого года жизни речь ребенка еще агроматична, но имеющееся у него языковое чутье позволяет ему справляться со многими сторонами грамматического строя родного языка.
В исследовании предполагала использовать для диагностики индивидуальную и групповую формы работы с детьми, так как такая организация педагогического процесса наиболее естественна в условиях работы в свободное от образовательной деятельности время.
Для проверки уровня грамматического строя речи с детьми младшего дошкольного возраста используется наглядность (предметы, игрушки, картинки). Большое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Методика исследования
Для нашего исследования основополагающими являются следующие положения:
Лингвистические представления о грамматическом строе языка (Е. А. Земская). Словообразование и словоизменение устанавливают нормы изменения слов и способы их соединения. Кроме того, она определяет конструктивные словообразовательные модели языка.
Современные научные данные о процессе развития словообразования и словоизменения в онтогенезе (А. Н. Гвоздев и др.). Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемых ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все большие и большие дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером. Ребенок усваивает родной язык как систему.
Методика исследования навыков словоизменения и словообразования рассчитана на детей младшего дошкольного возраста.
Речевой материал подобран с учётом программы детского сада [Л. Н Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик и др, 2007. – 128 с. ]
Диагностика уровня сформированности грамматического строя речи проводилась по методикам Т. И Гризик, Л. Е. Тимощук [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. - М. : Просвещение, 2004. – 221 с. ].
Детям предлагается пять игровых заданий, объединенных общим сказочным сюжетом и героем. Все полученные данные заносятся в таблицу. Неправильные ответы фиксируются.
Проводя обследование грамматического строя речи ребёнка, педагог проверяет, умеет ли он:
- образовывать существительные множественного числа;
- образовывать существительные множественного числа в родительном падеже;
- образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
- употреблять предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на);
- согласовывать существительные с прилагательными.
Состояние грамматического строя речи
Вид задания Высокий уровень выполнения (кол-во человек, %) Средний уровень выполнения (количество человек, %) Уровень выполнения ниже среднего (кол-во человек, %)
1. Множественное число существительных
2. Употребление имен существ. в родительн. падеже множественного числа
3. Уменьшительно- ласкательная форма существительных
4. Употребление предлогов
5. Согласование существительных с прилагательными
Задание 1. Один - много
Образовывать существительные множественного числа.
Педагог показывает карточку ребенку, на которой нарисованы две картинки (парные картинки): - один предмет; - много предметов.
Ребенок закрывает часть картинок, согнув лист по пунктирной линии. Называет предметы в единственном числе. Затем открывает закрытые картинки и называет предметы во множественном числе:
Педагог просит назвать, что здесь нарисовано:
Дерево – деревья, конфета – конфеты шар – шары, стол - столы
Гриб – грибы, машина – машины, цветок – цветы.
Задание 2. Чего не стало?
Образовывать существительные множественного числа в родительном падеже.
Ребенок рассматривает пары предметов на рисунке. Называет предметы: Мыши, жуки, чашки, мячи, медведи, машины, яблоки. Педагог просит запомнить предметы. Ребенок закрывает картинки, согнув лист по пунктирной линии. Затем отвечает на вопрос: чего не стало? (Не стало: мышей, жуков, чашек)
(Не стало: мячей, медведей, машин, яблок.)
Задание 3. Маленькие предметы
Образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных.
Педагог использует парные картинки на рисунке. Один предмет в паре изображен большим, другой – маленьким.
Предлагая задание детям, воспитатель может дать образец. Например: елка – елочка. Далее предметы называет ребенок:
Лопата – лопаточка, цветок – цветочек, ложка – ложечка, ключ – ключик, дом – домик, шапка – шапочка, мяч – мячик.
Задание 4. Бывает – не бывает.
Понимание и употребление предлогов.
Ребенок работает с сюжетной картинкой. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и назвать, где спрятались друзья гномика. При выполнении задания воспитатель может помочь ребенку, предлагая закончить предложения. Например:
Где летает бабочка?
Бабочка летает … (над цветком).
Где сидит птица?
Птица сидит … (на ветке).
Куда спряталась белка?
Белка спряталась … (в дупло).
Где лежит ежик?
Ежик лежит … (под кустом).
Куда скачет кузнечик?
Кузнечик скачет … (к грибу).
Куда спрятался заяц?
Заяц спрятался … (за пень).
Откуда выглядывает мышонок?
Мышонок выглядывает … (из норки).
С кем в траве прячется жук?
В траве прячется жук … (с божьей коровкой).
Воспитатель может задать вопрос ребенку вопросы: где летает бабочка? Где сидит птица? Куда спряталась белка? Где лежит ежик? Куда скачет кузнечик? Куда спрятался заяц? Откуда выглядывает мышонок? С кем в траве прячется жук? Ребенок дает полный ответ.
Задание 5. Что какого цвета?
Согласовывать существительные с прилагательными.
Перед выполнением задания воспитатель вырезает: большой разноцветный квадрат (двусторонний, предметы по пунктирной линии.
Получаются своеобразные «окошечки». Ребенок работает с картинками. Педагог предлагает определить по вырезанному контуру предметы и назвать их. Перед выполнением задания воспитатель может дать образец (подложив под страницу белый лист бумаги): белая груша, белый бант, белое платье, белые варежки. Затем ребенок подкладывает под рисунки лист с квадратиками красного, синего, зеленого и желтого цветов.
Воспитатель спрашивает: что какого цвета? Ответ ребенка представляет словосочетание, состоящее из существительного и прилагательного, согласованных в роде и числе. Например: красная груша или груша красная; синий бант или бант синий; зеленые варежки или варежки зеленые; желтое платье или платье желтое [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2005]. [Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук 2007].
Оценка результатов:
3 балла — за точный и правильный ответ;
2 балла — допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи);
1 балла — если не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (форма образована неверно).
Сформированность грамматических конструкций
Высокий уровень - 3 балла
Средний уровень - 2балла
Уровень ниже среднего - 1 балл
Высокий уровень.
Самостоятельно и правильно образуют формы: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Понимают и правильно употребляют предлоги (у, в, под, с, из, к, за, на, согласуют существительные с прилагательными.
Средний уровень.
Допускают незначительные ошибки при образовании существительных множественного числа в именительном падеже, существительных множественного числа в родительном падеже, уменьшительно-ласкательные формы существительных, при согласовании существительных с прилагательными. Понимают предлоги с пространственным значением (у, в, под, с, из, к, за, на, но затрудняется в их самостоятельном использовании (допускает 1-2 ошибки). Исправляют ошибки по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (правильный ответ после стимулирующей помощи).
Уровень ниже среднего.
Дети не могут самостоятельно образовать формы слов: существительные множественного числа, существительные множественного числа в родительном падеже, существительные с прилагательными, уменьшительно-ласкательные формы существительных. Не всегда понимают и затрудняются в правильном использовании предлогов пространственного значения (допускают более 3 ошибок). Не понимают вопросы взрослого: просто повторяют за ним слова, демонстрируя непонимание задания.