Галина Шерстнёва
Диагностика семьи и семейного воспитания
Диагностики семьи и семейного воспитания.
Один из важных принципов технологии реализации современных
образовательных программ является совместное с родителями воспитание и
развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и
педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс
дошкольного учреждения
В системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в
социально-личностном развитии ребенка первичным компонентом
выступает диагностика.
Первичная диагностика проводится в начале учебного года и
Публикация «Диагностика семьи и семейного воспитания» размещена в разделах
направлена на изучении наиболее общих особенностей семейного
воспитания детей группы, интересов и потребностей родителей в оказании
психолого-педагогической помощи, выявлении трудностей семейного
воспитания.
В дальнейшем воспитатель совместно со специалистами (психологом,
старшим воспитателем) ДОУ реализует задачи психолого - педагогической
диагностики, направленной на изучение семей проблемных дошкольников,
особенностей взаимоотношения родителей и детей в таких семьях
(промежуточная диагностика).
В течение учебного года промежуточная педагогическая диагностика,
выявляющая интересы и потребности семей воспитанников детского сада,
знания и умения родителей в конкретных областях семейного воспитания
предваряет создание образовательных педагогических программ для
родителей, внесение изменений в различные аспекты педагогического
процесса ДОУ, требующих участия и поддержки родителей.
Задачи и методы такой диагностики разнообразны и диктуются
направлениями совместного с родителями воспитания детей в условиях
конкретного дошкольного учреждения или отдельной группы. Примером
такой диагностики может служить диагностика семейного воспитания
старших дошкольников в системе психолого - педагогической поддержки
семьи при подготовке детей 5-6 лет к обучению в школе, представленная во
второй части статьи.
В конце учебного года проводится итоговая педагогическая
диагностика, цель которой определить эффективность проделанной работы,
удовлетворенность родителей и педагогов результатами совместной работы,
определение задач на будущее.
Диагностика, предваряющая взаимодействие педагога с семьей
дошкольника направлена на:
1. Определение педагогических интересов родителей, их потребностей в
сотрудничестве с педагогами ДОУ.
2. Изучение особенностей семейного воспитания, проблем конкретных
родителей в воспитании детей.
3. Изучение благополучия детско-родительских отношений, основных
проблем в воспитании дошкольников.
Первичная педагогическая диагностика представляет собой комплекс
методов, включающий наблюдение за общением родителей и детей в
утренний и вечерний отрезок времени, беседа с родителями «Мой ребенок»,
беседа с родителями «Наша семья и ребенок», Беседа для родителей «Наша
семья и ребенок за общением родителей и детей в утренний отрезок
времени и вечером.
В ходе наблюдений за общением родителей с ребенком в утренний и
вечерний отрезок времени воспитатель может обратить внимание на
следующие показатели:
• Эмоциональный настрой взрослого и ребенка на общение (ребенок
встречается с близкими радостно, спокойно, равнодушно, с
нежеланием, раздраженно)
• Эмоциональный настрой взрослого на общение с ребенкомвзрослый вступает в общение с удовольствием, спокойно, с
нежеланием, раздраженно
• Особенности взаимодействия взрослого и ребенка в общениисотрудничают, умеют договориться; не взаимодействуют, каждый
занимается «своим делом»; конфликтуют, не могут прийти к общему
решению.
• Особенности воспитательной тактики родителя - при затруднениях
взрослый настаивает, угрожает наказанием, уговаривает, убеждает,
принимает позицию ребенка, ищет компромиссы.
• Типичная позиция, которую занимает каждый в общении - Лидер
(указывает, направляет, заставляет, оценивает, Партнер (советуется,
сочувствует, напоминает, интересуется, согласовывает,
Отстраненный (выслушивает, отвлекается, молчит, задает
формальные вопросы) или др.
• Возникающие трудности, конфликты, их причины, пути выхода из
затруднительных ситуаций.
Эти проявления взрослого и ребенка может дать воспитателю общую
картину их взаимоотношений, поможет понять родительскую тактику
воспитания ребенка в семье, типичные трудности и проблемы. Лучшему
осознанию особенностей понимания родителями своих детей, проблем
семейного воспитания будут способствовать беседа и анкетирование
родителей.
Беседа для родителей «Мой ребенок»
(Модифицированный вариант О. И. Бочкаревой)
Цель – выявить представления родителей о своем ребенке, некоторые
особенности семейного воспитания.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям
предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,
Вопросы:
1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т. д.)
2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
4. Насколько общителен с окружающими?
5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его
вопросы?
8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения
кажутся Вам глупыми?
9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
11. Решаете ли вы с ним его проблемы?
Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким
представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны
для воспитания ребенка в данной семье.
Для изучения педагогических потребностей родителей, источников
повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать
анкетирование родителей.
Анкетирование родителей «Семейное воспитание»
(автор Хоменко И. А. – модификация Ворониной О. И.)
Цель – изучить особенности информационной культуры родителей в
семейном воспитании.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на
следующие вопросы:
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными?
да нет не вполне
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
а) СМИ;
б) специальные книги по педагогике;
в) беседы с друзьями и знакомыми;
г) беседы с педагогами
3. Как вы считаете, какая проблема в воспитании ребенка стоит на первом
месте?
а) непослушание детей;
б) нарушение поведения детьми;
в) отсутствие времени у родителей;
г) влияние СМИ.
4. Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком?
5. Какие препятствия стоят на пути решения Ваших проблем?
(Перечислите)
6. В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро?
а) педагога-психолога;
б) воспитателя;
в) администрации ДОУ;
г) врача.
7. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?
а) семья;
б) семья и воспитатель;
в) воспитатель.
8. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и
развитии Вашего ребенка?
а) занятия;
б) семинары;
в) родительские собрания;
г) наглядный материал;
д) литературу;
е) устную консультацию.
Полученные результаты данной методики позволят воспитателю,
понять какие информационные источники и формы необходимо
использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного
учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и
обучении старших дошкольников.
Беседа для родителей «Наша семья и ребенок»
Цель - выявить традиции семей дошкольников, увлечения ребенка и его
близких, особенности семейного микроклимата и отношения близких к
ребенку.
Методика проведения. В индивидуальной беседе родителям
предлагается ответить на следующие вопросы:
1. Как вы отмечаете семейные праздники?
2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
5. Какие дела Вы можете ему доверить?
6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с
ребенком?
7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли
разыгрываются?
8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что
играю дети, организуют ли старшие дети игры?
9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим
членам семьи?
10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание?
Приведите примеры.
11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к
близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?
12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в
оказании помощи, заботы?
13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли
проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение?
( Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).
14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам хотелось
изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?
15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное?
Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он
героям?
В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию
об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует
и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в
процессе семейного воспитания.
В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников
полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от
выбираемых направлений сотрудничества педагога с родителями
(педагогического образования родителей, конкретных проблем, выявленных
в ходе первичной диагностики.
На следующем этапе диагностики (промежуточная диагностика)
воспитатель подробнее исследует семьи тех детей, у которых наблюдаются
поведенческие нарушения, проблемы взаимоотношения со сверстниками,
низкий уровень эмоционального благополучия в семье. Преодоление этих и
многих других поведенческих проблем невозможно без изучения сферы
детско-родительских отношений.
На этом этапе педагог совместно с психологом может использовать
психолого-педагогические диагностики, позволяющие ему понять
особенности детско-родительских отношений проблемных семей : и беседы с
ребенком «Семейное интервью» (Захаров А. И., «Родительское сочинение»
(автор Столин В. В., адаптация Тащиевой А. И., анализ детских рисунков на
тему «Моя семья».
«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)
Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли
ребенка в семье.
Методика проведения. В свободной беседе ребенку задаются
следующие вопросы:
1. С кем ты живешь дома?
Обычно ребенок на 1-е место ставит наиболее значимое для него лицо,
к которому он испытывает чувство привязанности. На последнем месте
ребенок называет наименее значимое для него лицо.
2. Если бы ты играл в воображаемую игру «Семья», кого бы ты в ней
изображал: маму, папу или себя?
Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола,
обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если
ребенок выбирает родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в
отношениях с родителями того же пола.
3. Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь
(маму, папу; папу, маму).
Если в ответе мать не стоит на первом месте, то это свидетельствует об
эмоциональных проблемах в отношениях с ней.
4. Если с тобой случилась беда, тебя обидел кто-то, ты всегда бы
рассказал об этом маме, поделился бы с ней или не всегда? (Этот вопрос
повторяется в отношении отца.)
Меньшая откровенность указывает не столько на конфликт, сколько на
отсутствие доверительных отношений с детьми.
5. Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа?
6. Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой, у тебя были бы девочка
(мальчик, то ты бы так же относился, воспитывал ее (его, как к тебе
относятся, воспитывают родители, или по-другому?
Обычно дети стремятся, не меняя родительскую роль, сохранить
хорошие отношения. Ведущий мотив при этом — страх утраты любви, угроза
которой существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.
7. Когда ты вырастешь, ты будешь, как папа (мама, работать?
Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого
авторитета родителей в представлении детей.
Результаты беседы помогут воспитателю выяснить особенности
детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников,
авторитетность родителей, их значимость для детей.
Анализ детских рисунков на тему «Моя семья»
Цель – изучить переживания и восприятие ребёнком своего места в
семье, отношение ребёнка к семье в целом и к отдельным её членам.
Стимульный материал. Для исследования необходимы: лист белой
бумаги (21*29 см, 6 цветных карандашей (чёрный, красный, синий, зелёный,
жёлтый, коричневый, стирательная резинка.
Методика проведения: детям предлагается нарисовать рисунок о своей
семье, тема и содержание рисунка не уточняется. После рисования может
быть проведена беседа с ребенком.
После выполнения задания ребё нку задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают?
4. Кто это придумал?
5. Им весело или скучно? Почему?
6. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
7. Кто из них самый несчастный? Почему?
При опросе пытаться выяснить смысл нарисованного ребё нком:
чувства к отдельным членам семьи; почему ребёнок не нарисовал когонибудь из членов семьи; что значат для него определённые детали рисунка
(птицы, зверушки и т. д.). Нельзя настаивать на обязательном ответе, если
ребёнок не хочет отвечать – он может не отвечать.
Анализ полученных результатов.
Анализ структуры рисунка.
Обычно, ребёнок переживающий эмоциональное благополучие в семье,
рисует полную семью. Искажение реального состава семьи - это
эмоциональный конфликт. Варианты:
1. вообще не изображены люди;
2. изображены только не связанные с семьёй люди (травматические
переживания, связанные с семьёй; чувство отверженности, покинутости;
чувство небезопасности, большой уровень тревожности);
3. уменьшение состава семьи, «забывают» рисовать тех членов семьи,
которые им менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились
конфликтные отношения (ребёнок разряжает неприемлемую эмоциональную
атмосферу, избегает негативных эмоций; конкуренция с братьями или
сестрами, ребёнок «монополизирует» любовь и внимание родителей);
4. вместо реальных членов семьи ребёнок рисует маленьких зверушек,
птиц (ребёнок идентифицирует зверей и птиц с братьями и сёстрами, чьё
влияние в семье стремится уменьшить);
5. вместо реальной семьи рисует воображаемую семью (зверят, семью в
волшебной стране, игрушки) - возможно ребёнок ощущает эмоционально
отвержение в своей семье;
6. ребёнок не рисует себя или вместо семьи рисует только себя
(ребёнок не включает себя в состав семьи, что свидетельствует об отсутствии
чувства общности; ребёнок чувствует отвержение);
7. увеличение состава семьи (дети часто включают в рисунок
посторонних людей, дополнительно нарисован ребёнок того же возраста -
выражение потребности в равноправных, кооперативных связях,
дополнительно нарисованы взрослые или вместо родителей - поиск человека,
способного удовлетворить потребность ребёнка в близких эмоциональных
контактах, возможно символическое разрушение целостности семьи, месть
родителям вследствие ощущения отверженности, ненужности);
8. расположение членов семьи на рисунке указывает на некоторые
особенности взаимоотношений в семье : сплочённость семьи (благополучие,
восприятия целостности семьи, включённость в семью); разобщённость
членов семьи (низкий уровень эмоциональных связей); ребёнок рисует себя
отдалённо (чувство невключённости, отчуждённости); отделение другого
члена семьи (негативное отношение ребёнка к нему, иногда наличие угрозы,
исходящей от него);
9. выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый –
ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый –
негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета.
Анализ особенностей графических презентаций отдельных членов
семьи.
Дети, как правило, самыми большими по величине рисуют отца или
мать, что соответствует реальности. Однако иногда соотношение размеров
нарисованных фигур семьи- ребёнок старшего дошкольного возраста может
быть нарисован выше и шире своих родителей. Это объясняется тем, что для
ребёнка размер фигуры является средством, при помощи которого он
выражает силу, превосходство, значимость, доминирование.
Значительно меньшими, чем других членов семьи, себя рисуют дети: а)
ощущающие свою незначительность, ненужность и т. п. ; б) требующие
опеки, заботы со стороны родителей. Большие, занимающие весь лист
фигуры рисуют импульсивные, уверенные в себе, склонные к
доминированию дети.
Необходимо обратить внимание на выражение отношения ребенка к
нарисованному члену семьи с помощью содержания рисунка, линии,
аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делают выводы об
отношении ребенка к родителям.
Для того, чтобы полнее изучить особенности взаимоотношений
старших дошкольников с близкими в семье может быть использована
проективная беседа с ребенком.
Проективная беседа с детьми «Что бы ты сделал?»
(Модифицированный вариант методики Хоментаускаса Г. Т.
«Рисунок семьи»)
Цель – изучение особенностей взаимоотношения дошкольника с
близкими людьми.
Методика проведения: ребёнку предлагают обсудить по очереди 6
ситуаций
1. Представь себе, что у тебя есть два билета в цирк. Кого бы ты позвал с
собой?
2. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и
должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для
куклы и т. д., и у тебя плохо получается. Кого ты позовёшь на помощь?
4. Ты имеешь … билетов (на один меньше, чем членов семьи) на
интересный фильм. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты
хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас
одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Результаты методики позволяют воспитателю понять, кто в семье
испытуемого ребенка более значим, кому он доверяет.