Адамиева Эльмира Часабиевна
Диагностика развития физических качеств детей раннего возраста как преемственность перехода детей в дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
В общей системе образовательной работы ДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Публикация «Диагностика развития физических качеств детей раннего возраста как преемственность перехода детей в дошкольный возраст» размещена в разделах
Одним из важных направлений деятельности инструктора по физической культуре является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.
Задачами инструктора по физической культуре является : выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей. Осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Но, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в большинстве случаях физическое развитие детей раннего возраста осуществляет воспитатель. Воспитатель проводит физкультурные занятия, индивидуальную работу и всю двигательную активность в соответствии с режимом дня. Воспитатель выполняет реализацию основной образовательной программы ДО, формирует у детей умения и навыки, следит за физическим развитием воспитанников.
Инструктор по физкультуре должен вместе с воспитателем разработать систему мероприятий по сбору, обработке, анализу информации, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей, которые позволит отслеживать результаты и своевременно прогнозировать дальнейшую работу. Именно здесь должны учитываться возрастные особенности детей 2 - 3 лет, задания и тесты рассчитаны на детей раннего возраста.
Для оценки физического развития ребенка предлагаются упражнения и двигательные задания (тесты) :
-диагностика физического развития;
-диагностика двигательной активности;
-диагностика функционального состояния.
Необходимо обратить внимание на то, что преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.
Использование данного материала позволит провести обследование физического состояния, как отдельного ребенка, так и группы в целом, дать оценку общей картины физического развития детей. Мониторинг можно осуществлять в рамках физкультурных занятий.
Предполагаемый результат позволит получить объективную оценку уровня физического развития детей; составить план физкультурно-оздоровительной работы с детьми раннего возраста; осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Немного о диагностике. Физическое развитие - это динамический процесс (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологическое его созревание в том или ином периоде детства. Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья детей. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей.
Это свидетельствует о необходимости разработки единой методики обследования физического состояния дошкольников, включающей комплекс доступных информативных тестов и способов оценки, которые позволят получить достоверные результаты контроля. Вместе с тем требуется учет региональных стандартов физического состояния детей как критерия организации физкультурно-оздоровительной системы в ДОУ, контроля выполнения программных требований по физическому воспитанию.
Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:
- определение критериев оценки уровней физического развития;
- разработка плана - программы тестирования детей;
- подготовка материала (спортивного оборудования);
- внесение результатов в "Диагностическую карту";
- обработка и анализ результатов диагностики;
- распределение детей на группы.
Оценка физического развития проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Результаты обследования заносятся в "Диагностическую карту", в которой отражены данные физического развития и показатели физической подготовленности ребенка.
Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание, развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость, а также функцией равновесия, координационными способностями. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.
Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.
К числу основных физических качеств относят гибкость, различные виды выносливости, силовые качества (мышечную силу, скоростные качества (быстроту, их сочетание (скоростно-силовые качества, ловкость, а также координационные способности
Дети 2 - 3 лет не подлежат оценке в баллах. Они оцениваются по типу «смог ребенок выполнить упражнение или нет» в результате наблюдения и диагностического задания.
Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.
Первая младшая группа
1. Стоять с закрытыми глазами в течение 10 сек. :стопы вместе, руки опущены вдоль тела.
- Невыполнение теста: ребенок сходит с места, балансирует, разводит руки в стороны или пытается найти опору. В случае неудачи - попытка повторяется.
2. Пройти по доске положенной на пол в удобном для ребенка темпе, но без остановок.
- Невыполнение теста: ребенок сходит с доски раньше, чем доска закончится, либо останавливается во время движения. При неудаче тест можно повторить.
3. Приседать 3 раза подряд в подвижном темпе, руки за спиной, ноги слегка расставлены.
«Короткие ноги» - «длинные ноги». Помогать ребенку показом и проговаривая «короткие – длинные».
- Невыполнение теста: ребенок приседает меньшее количество раз, пропускает, чтобы отдохнуть, помогает себе руками. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.
Рекомендуемые задания основываются на требованиях типовой программы детского сада по разделу «физическое воспитание».
4. Перепрыгнуть через шнур или ленту, положенную на пол. Перепрыгнуть нужно с места, отталкиваясь двумя ногами.
- Невыполнение теста: ребенок наступает на шнур или ленту, неодновременно отталкивается ногами. При неудаче ребенку предлагается еще 2 попытки.
5. Разнообразно действовать с мячом: брать, переносить, класть, бросать, катать. Ребенку дается задание, сделать какое-либо действие с мячом. Взрослый помогает ребенку показом.
- Невыполнение теста: ребенок не понимает, какое действие его просит совершить взрослый, либо путает действия. При неудаче тест не повторяется, фиксируется отрицательный результат.
По результатам тестирования инструктор по физкультуре планирует динамику усвоения программы по физическому воспитанию каждым ребенком. Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания в дошкольной группе. Выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального физического развития каждого ребенка.