Наталья Луткова
Диагностика познавательной активности ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.)
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
Диагностические показатели : любознательность, интересы, познавательная потребность, познавательный интерес.
Возрастной диапазон: старший дошкольный возраст.
Источник информации: дети
Форма и условия проведения: индивидуальная
Публикация «Диагностика познавательной активности ребенка-дошкольника» размещена в разделах
Инструкция: Для подготовки исследования и его проведения необходимо две картинки. В одной из них будет изображено то, что детям близко для понимания (например летние игры, играющие ребятишки, в другой же наоборот, то, что ребенку не известно. Предложите ребенку поиграть в игру «Вопрошайка». Скажите, что он может спрашивать обо всем, что ему хочется узнать о предметах, изображенных на картинках. В протоколах зафиксируйте имена, пол, возраст и вопросы каждого ребенка.
Обработка и интерпретация данных: полученные материалы обрабатываются по следующим критериям:
– широта охвата предметов, изображенных на картинках;
– количество вопросов, задаваемых одним ребенком;
– тип вопросов.
1-й тип. Устанавливающие вопросы – это вопросы, направленные на выделение и идентификацию объекта исследования («Кто это?», «На чем стоят книги?»).
2-й тип. Определительные вопросы – связанные с выделением всевозможных признаков и свойств объектов, определением временных и пространственных характеристик («Верблюд любит хлеб?», «А из чего сделаны руковички?», «А вода горячая?»).
3-й тип. Причинные вопросы – относящиеся к познанию взаимосвязи объектов, выявлению причин, закономерностей, сущности явлений («Почему мальчик хмурый?», «Зачем девочке нужна сумка?», «А что ли они замерзли?»).
4-й тип. Вопросы-гипотезы, выражающие предположения («Мальчик не идет в школу, потому что он не выспался?», «Мальчик плачет, потому что он не может найти дом?»).
10 баллов – ребенок задал 4 вопроса и более всех типов; 8-9 баллов ребенок задал 3 – 4 вопроса всех типов; 4 – 7 баллов ребенок задает от 2 до 3 вопросов; 2 – 3 балла ребенок задает 1 вопрос; 0 – 1 балл ребенок не смог задать ни одного вопроса.
Перевод баллов в уровень:
10 баллов – очень высокий уровень; 8 – 9 баллов – высокий уровень; 4 – 7 баллов – средний уровень; 2 – 3 балла – низкий уровень; 0 – 1 балл – очень низкий уровень.
Делают вывод об уровне познавательной активности отдельных детей, об умении задавать вопросы. Детям, не умеющим задавать вопросы, в дальнейшем уделяется особое внимание. Игру «Вопрошайка» можно использовать для обучения детей умению задавать вопросы.
Диагностика 2019-2020 уч. год
Далее будет приведены значения в виде -Имя ребенка-Начало года-Конец года-
Максим, 3, 7
Юля, 3, 7
Даша, 3, 7
Медина, 3, 7
Марк, 3, 7
Карина, 3, 7
Максим М., 4, 9
Ева, 4, 9
На начало года: 75% детей имеют низкий уровень, 25% - средний уровень познавательной активности.
На конец года: 75% детей – средний уровень, 25% - высокий уровень познавательной активности.
Диагностика 2020-2021 уч. год
Далее будет приведены значения в виде -Имя ребенка-Начало года-Конец года-
Максим 4, 4
Юля, 4, 4
Даша, 4, 4
Медина, 4, 4
Марк, 4, 9
Карина, 4, 9
Максим М., 9, 9
Ева, 9, 9
На начало года: 75% детей имеют средний уровень, 25% - высокий познавательной активности.
На конец года: 50% - средний высокий познавательной активности, 50% - высокий уровень познавательной активности.