михеичева светлана сергеевна
Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд
Диагностика межличностных отношений дошкольников
Как только ребенок начинает посещать детский сад, его поведение попадает под влияние сверстников.
В процессе коллективной деятельности и общения дошкольники
усваивают нормы взаимоотношений со сверстниками,
формируются нравственные качества,
складываются межличностные отношения.
Публикация «Особенности диагностики межличностных отношений дошкольноков со сверстниками в детском саду» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Ребенок стремится получать знаки поддержки и любви со стороны сверстников, и его поведение будет принимать те формы, которые ими подкрепляются.
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. У детей дошкольного возраста потребность во взаимопонимании и сопереживании возрастает. Общение преобразуется в потребность не только в доброжелательном внимании, но и в переживании. Главными мотивами общения становятся деловые и личностные качества
Я бы хотела рассказать про методики которые использую в своей практике.
2 Слайд
Социометрическая игра «День рождения»,
а также игра «Секрет» (Т. А. Репина)
Цель методики – выявлять систему существующих между детьми избирательных предпочтений.
Социометрический метод позволяет выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.
3 Слайд
Следующая методика это
Тест «Два домика»
Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций. Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.
4 Слайд
Так же хорошо известная
Методика для исследования само- оценки -тест «Лесенка»
Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, в семье.
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
5 Слайд
Методика «Метод вербального выбора» (Е. О. Смирнова)
?Цель методики – изучение личностной сферы ребенка.
В индивидуальной беседе взрослый может задать ребенку следующие вопросы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников.
• популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
• предпочитаемые — дети, получившие один-два положительных выбора,
• игнорируемые — дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками,
• отвергаемые — дети, получившие в основном отрицательные выборы.
Ответы детей (их отрицательные и положительные выборы) заносятся в специальный протокол (матрицу)
6 Слайд
Проективная методика
«Моя любимая группа»
Цель методики – дает возможность изучить динамику отношений личности к группе. Дети изображаю себя в группе
Слайд
А сейчас мне бы хотелось остановиться по подробней на Методике Рене Жиля.
Проективная методика исследования личности. Опубликована Р. Жилем в 1959 г. и предназначена для обследования детей.
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми: 1) матерью; 2) отцом; 3) обоими родителями; 4) братьями и сестрами; 5) бабушкой и дедушкой; 6) другом (подругой); 7)воспитателем.
А так же показатели, характеризующие особенности самого ребенка :
любознательность;
стремление к доминированию в группе;
стремление к общению с другими детьми в больших группах;
отгороженность от других, стремление к уединению;
социальная адекватность поведения. Видео ролик
Стимульный материал упрощенной методики состоит из картинок из 6 картинок и 15 тестовых заданий, на которых изображены дети, дети и взрослые, методика направленные на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Например, на картинке нарисована семья, расположившаяся вокруг стола. Ребенку нужно выбрать себе место за столом.
Завершается обследование опросом, в процессе которого уточняются интересующие данные. Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка.
после Лили стоп…. 7 Слайд
В заключительной серии проводилась методика рисунок «Я и мой друг в детском саду»
Методика направлена на выявление внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.
методика рисунок «Я и мой друг в детском саду» - в детской психологии широко используются графические методы. Графические методы относятся к группе проективных, поскольку дают ребенку возможность самому проецировать аспекты своей внутренней жизни на рисунок и по-своему интерпретировать реальность. Очевидно, что полученные результаты детской деятельности в значительной мере несут на себе отпечаток личности ребенка, ее настроения, чувства, особенностей представления и отношения.
Детям предлагалось лист белой бумаги, карандаши, в которых имелось шесть основных цветов. Перед началом рисования я проводила с ребенком короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:
«У тебя есть друг в детском саду?
А кто для тебя самый лучший и близкий друг? Видео ролик с Иннесой
Когда рисунок закончен, я выясняла у ребенка:
«Кто изображен на рисунке?»,
«Где твой друг на рисунке, а где ты?».
В случае необходимости задавались и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.
При анализе результатов обращала внимание на соотношение характера изображения образа себя и друга. А также обращала внимание на размер изображенных персонажей, поскольку он выражает субъективную значимость персонажа для ребенка, т. е. какое место занимают в данный момент в душе ребенка отношения с этим персонажем.
В результате наблюдения выявила избирательное отношение детей группы друг к другу. Так как наблюдения велись за каждым ребенком отдельно, то удалось выявить взаимоотношения каждого со сверстником.
8 слайд Рисуноки
Таким образом, в ходе исследования были выделены следующие выводы:
Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
Рисунки мне позволяют определить ход дальнейшей диагностики с некоторыми из детей, с которыми придется по работать по коррекционной - развивающей программе.