МаринЭ Борисовна
Диагностика адаптации молодых воспитателей к профессиональной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика адаптации молодых воспитателей к
профессиональной деятельности в детском саду
Деятельность современного детского сада сопряжена с большим количеством проблем и трудностей. Это проблемы:
сохранения и поддержания здоровья воспитанников детского сада, и, как следствие, готовность педагогов дошкольных образовательных учреждений внедрять новые здоровьесберегающие технологии;
Публикация «Диагностика адаптации молодых воспитателей к профессиональной деятельности в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
осуществления преемственности между дошкольной и начальной ступенью непрерывного образования, подготовка воспитанников детского сада к успешному поступлению в школу;
готовности образовательного учреждения соответствовать образовательным запросам родителей, быть привлекательными для потенциальных потребителей услуг;
выбора наиболее адекватного виду и специфике работы детского сада программно-методического обеспечения;
Решение этих проблем напрямую зависит от готовности педагогического коллектива детского сада осуществлять образовательную деятельность в условиях многовариантности, гибкости, изменчивости современного образовательного пространства. В наиболее тяжелых условиях в настоящее время оказались молодые педагоги, имеющие небольшой педагогический опыт и адаптирующиеся к новым профессиональным условиям. Очевидно, что современные средние и высшие профессиональные учебные заведения не в состоянии полностью подготовить молодого педагога к деятельности в детском саду. Поскольку деятельность каждого образовательного учреждения в настоящее время отличает своя специфика и направленность. В первую очередь это выражено в особенностях программно-методического обеспечения, потребностях и образовательных запросах конкретных родителей, пользующихся услугами данного учреждения, возможностях детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение. Успешность деятельности молодого педагога будет зависеть от особенностей его адаптации в конкретном детском саду. На процесс адаптации особое влияние оказывают условия, созданные для молодых воспитателей в дошкольном образовательном учреждении и позволяющие быстро и легко пройти процесс адаптации к профессиональной деятельности. В первую очередь это возможность познакомиться с деятельностью детского сада, получить как можно больше информации о его специфике и особенностях работы, оказание оперативной помощи и поддержки молодым воспитателям со стороны всего педагогического коллектива в решении возникающих профессиональных трудностей и проблем, возможность повышения уровня совей профессиональной компетентности. При разработке диагностики особый акцент был сделан на исследования, показывающие, что
– на успешную адаптацию молодого педагога могут влиять объективные и субъективные факторы, при этом особая роль отводится объективным факторам, раскрывающимся через условия, созданные в детском саду для более успешной адаптации педагога; Субъективные факторы раскрывают социально-психологические особенности самого педагога (его возможности адаптироваться в новых условиях) и особенности его профессиональной компетентности (С. Г. Вершловский, Т. В. Щербова и др.);
– трудности, возникающие у молодого педагога в профессиональной деятельности могут зависеть от уровня его образования, стажа работы, возраста педагога (В. Н Кузьмина);
– готовность к педагогической деятельности молодого педагога может рассматриваться с позиции компетентностного подхода как готовность решать профессионально-педагогические задачи в условиях реальной профессиональной деятельности (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.).
Цель диагностики -изучение особенностей процесса адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет диагностики – процесс адаптации молодых педагогов к условиям дошкольного образовательного учреждения
Задачи диагностики :
1. Изучить особенности адаптации молодых педагогов в детском саду : их трудности, профессиональные проблемы, степень удовлетворенности условиями, созданными в учреждении для их более успешной адаптации.
3. Изучить особенности методической работы в детском саду, направленной на успешную адаптацию молодых педагогов к профессиональной деятельности.
Для реализации поставленных задач исследование проводится в двух направлениях: изучение особенностей молодых педагогов, работающих в детском саду и изучение специфики методической работы по адаптации молодых педагогов в дошкольном учреждении.
Методика диагностики
Для решения первой задачи диагностики важно получить информацию по следующим направлениям:
1. Особенности профессиональной компетентности молодых педагогов, работающих в дошкольном учреждении.
2. Типы проблем и трудностей, возникающие у молодых педагогов в процессе их адаптации к условиям детского сада.
3. Удовлетворенность молодых педагогов созданными в детском саду условиями для их более успешной адаптации.
4. Степень информированности молодых педагогов о деятельности ДОУ.
Для выявления степени готовности молодых педагогов к профессиональной деятельности использовались такие методы как анкетирование педагогов (Анкета № 1, № 2); анализ нормативной документации (по личному составу, содержащую информацию о профессиональной подготовке молодых педагогов (уровень образования по диплому, квалификацию и специализацию по диплому, наличие дополнительных документов, раскрывающих особенности профессиональной компетентности педагога: свидетельства, справки, удостоверения, сертификаты и т. д.); анализ плановой документации, оформляемой на группе; наблюдение за деятельностью педагогов, беседа с педагогами об особенностях его педагогической деятельности, анализ образовательного пространства группы. Полученная информация анализируется по следующим критериям:
Способность воспитателя получить информацию :
об особенностях детей, посещающих его возрастную группу;
об особенностях и типах семей, пользующихся услугами данной группы;
о результативности педагогического процесса в конкретной возрастной группе: оценке эффективности поставленной цели педагогического процесса, созданных условий для решения поставленной цели.
Способность проектировать и организовывать педагогический процесс в условиях своей группе:
грамотно формулировать цель педагогического процесса, опираясь на особенности программно-методического обеспечения своей группы, на особенности детей, посещающих возрастную группу
отобрать содержание педагогического процесса в соответствии с поставленной целью;
при проектировании педагогического процесса учитывать следующие данные: программно-методическое обеспечение деятельности детского сада, содержание работы специалистов детского сада и учет данного содержания в своей работе, возможности и интересы потребности детей группы, ожидания родителей, свои возможности и особенности профессиональной компетентности;
Умение организовать взаимодействие с субъектами образовательного процесса:
соответствие содержания и выбранных форм взаимодействия:
потребностям детей группы;
ожиданиям родителей, пользующихся услугами данной групп;
компетентности самого педагога;
выбранному содержанию педагогического процесса;
возможностям образовательного пространства группы;
особенностям работы специалистов детского сада и педагогов дополнительного образования;
Умение организовывать образовательное пространство в конкретной возрастной группе:
Соответствие образовательного пространства:
Цели педагогического процесса;
Программно-методическому обеспечению группы;
Санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к развивающей среде детского сада,
Возможностям, потребностям и интересам детей в группе
Особенностям работы специалистов в ДОУ
Умение организовать процесс самообразования:
Определение своих сильных и слабых сторон в профессиональной деятельности, пути самосовершенствования
Представление о себе и о своей работе в будущем
Регулярность повышения своей профессиональной компетентности
Соответствие содержания и форм процесса самообразования возможностям и потребностям воспитателя
Определение сформированности умений осуществлять процесс самообразования
Использование результатов самообразования в своей профессиональной деятельности
Определение источников самообразования
Анкета № 1
Уважаемые педагоги!
Данный опрос проводится с целью улучшения условий Вашей профессиональной деятельности. Убедительно просим Вас ответить на вопросы анкеты.
ФИО ___
1. Нравится ли Вам работать в детском саду? Почему?___
2. Чаще всего, с каким настроением Вы идете на работу? Почему?
• Хорошее
• Доброжелательное
• Удовлетворительное
• Плохое
• Безразличное
3. На Ваш взгляд, вы готовы к профессиональной деятельности? Почему?
___
___
4. Оцените уровень Вашей подготовки к профессиональной деятельности по пяти бальной системе. ___
5. С какими трудностями Вы встретились в первый год своей работы?___
6. В каком направлении профессиональной деятельности Вы испытываете затруднения?
• изучение возможностей, потребностей, интересов субъектов образовательного процесса;
• проектирование и организация условий для развития детей и повышения информированности родителей о деятельности группы;
• организация взаимодействия с детьми и родителями в педагогическом процессе детского сада;
• организация образовательного пространства для детей и родителей;
• организация процесса самообразования;
7. Какие условия созданы в саду педагогическим коллективом и администрацией, для того чтобы чувствовать себя на работе комфортно:
• выделена рабочая зона
• своевременное методическое информирование
• удобное время работы методического кабинета
• помощь опытных педагогов
• гибкий режим работы
• четкое определение круга полномочий, должностных обязанностей
• доброжелательная атмосфера в коллективе
8. Как складываются Ваши отношения с коллективом?
• с первого дня не обращают внимание
• настроены не дружелюбно
• не хотят помогать
• приняли доброжелательно
• оказывают моральную поддержку
• нашли общий язык
• понимаете друг друга
• оказывают практическую помощь:
• приглашают на занятия
• помогают решать педагогические задачи
• рекомендуют методы и приемы
• делитесь опытом друг с другом
• ждут от Вас практических советов
• не нуждаетесь в помощи коллег
9. Кто помогает Вам в решении профессиональных трудностей и проблем?
• -заведующая
• -старший воспитатель
• -педагоги
• специалисты научно-методического центра
• коллеги по обучению в колледже, вузе
• никто не помогает
10. Пытаетесь ли Вы решить выделенные Вами трудности, каким образом?
рассчитываете на свой опыт и знания
консультируетесь с коллегами
обращаетесь к старшему воспитателю
ваш вариант___
11. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?
Познавательное развитие
Продуктивная деятельность
Развитие речи
Развитие элементарных математических представлений
Экологическое воспитание
12. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
Материальные условия
Большое количество детей в группе
Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
Недостаток педагогического опыта
Нехватка методической литературы
13. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
В семинарах по, педагогике, методикам
В индивидуальных методических консультациях по отдельным разделам
Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей