марина опалева
Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
3-4 года
Методика «Разрезные картинки»
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: Ребенку предлагается ряд картинок разделенных на несколько частей. Ребенку предлагается составить картинки.
Оценка результатов:
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
Публикация «Диагностические задания для определения уровня развития мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
Методика «Собери пирамидку»
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается собрать пирамидку в определенной последовательности.
Оценка результатов:
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
Методика «Подбери заплатку».
Цель: выявить уровень развития наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается подобрать заплатку к коврику.
Оценка результатов:
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 4-5 лет
Методика «Времена года»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: перед ребенком кладут таблицу с изображением детей в разное время года и просят ответить на вопросы: Что делают ребята? В какое время года это происходит? Чем отличаются времена года друг от друга?
Оценка результатов:
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание, при этом производит сравнение картинок по основным признакам и не отклоняется от цели.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок понимает ситуацию и способен определить изображенное на картинках время года, но нуждается в наводящих вопросах.
1 балл: ребенок просто перечислил, что он видит на картинке, нуждается в стимуляции, самостоятельно вывод сделать не может.
Методика «Кто что ест?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления, выявить запас и точность представлений.
Процедура проведения: перед ребенком кладут картинки на которых изображены животные и употребляемая ими ища. Ребенок должен назвать животное и сказать, что это животное употребляет в пищу, подобрать соответствующие картинки.
Оценка результатов:
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок. Самостоятельно назвал всех животных и употребляемую ими пищу.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок раскладывает карточки наугад.
Методика «Назови одним словом».
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: ребенку предлагается ряд изображенных предметов. Ребенок должен назвать каждый предмет по отдельности, группу предметов назвать обобщающим словом.
Оценка результатов:
3 балла: ребёнок справился с заданием самостоятельно, выполнил его без ошибок.
2 балла: ребёнок выполнил задание с незначительными ошибками, с небольшой помощью педагога.
1 балл: ребёнок испытывал значительные затруднения при выполнении задания, ему понадобилась помощь педагога.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 5-6 лет
Методика «Кому чего не достает?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления.
Процедура проведения: Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить соответствующими карточками. Попросить ребенка сказать: «Что делает ребенок на картинке? Чего ему не хватает?
Оценка результатов:
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
Методика «Подбери пару»
Цель: выявить запас и точность представлений, выявить умение устанавливать связи между предметами.
Процедура проведения: ребенку прилагается два ряда картинок с изображением предметов. Попросите ребенка к предметам, изображенным в левом ряду подобрать подходящие в правом ряду, объяснить свой выбор.
Оценка результатов:
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки, в 1-2 случаях не смог объяснить свой выбор
1 балл: ребенок выполнил задание с помощью воспитателя.
Методика «Раздели на группы».
Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления.
Процедура проведения: Ребенку даются разрезные картинки, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «Разложи эти картинки по группам». Назови каждый предмет в отдельности и группу одним словом»
Оценка результатов:
3 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, смог обосновать свой выбор.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание, совершив 1-2 ошибки.
1 балл: раскладывает картинки наугад.
Интерпретация данных
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень
Для детей 6-7 лет
Методика «Понимание картин связанных единым смыслом»
Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть таблицы с изображением и указать необходимую смысловую последовательность. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.
Оценка результатов.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности, и составил связный рассказ.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выставил картинки в правильной последовательности и составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок не смог выставить картинки в нужной последовательности, просто перечислил, что изображено на картинках.
Методика «Понимание картин со скрытым смыслом»
Цель: выявить умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку воспринимаемым ситуациям.
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть изображение на картинке и дать необходимую смысловую оценку происходящему событию. После этого попросить составить связный текст, который должен быть последовательным.
Оценка результатов.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок смог понять смысл изображенного и составил связный рассказ.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок составил рассказ, помощь воспитателя незначительна.
1 балл: ребенок не смог понять смысл изображенного на картинке просто перечислил, что изображено на картинке.
Методика «Что здесь лишнее?»
Цель: выявить уровень развития наглядно-образного мышления
Процедура проведения: Ребенку предлагается рассмотреть ряд картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции: «На каждой из этих картинок один из четырех изображений лишний. Внимательно посмотри и определи, какой предмет лишний и почему?»
Оценка результатов.
3 балла: такая оценка ставиться в том случае, если ребенок выполнил задание без ошибок, назвал на всех картинках лишний предмет и правильно объяснил, почему они являются лишними.
2 балла: такая оценка ставиться ребенку в том случае, если ребенок выполнил задание допустив 1-2 ошибки, не во всех случаях смог обосновать свой выбор.
1 балл: ребенок не смог выделить лишний предмет, только с помощью воспитателя.
7-9 баллов: высокий уровень
4-6 баллов: средний уровень
0-3 баллов: низкий уровень