Наталья Романова
Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Для определения особенностей психического развития дошкольников была проведена психологическая диагностика, направленная на изучение эмоционально – волевой сферы. Средствами психодиагностики были наблюдения за детьми, беседы с воспитателями, детьми и их родителями, психологическое тестирование. Организация процесса исследования эмоционально – личностного развития ребенка в детском саду ведется поэтапно.
На первом этапе были выявлены дети с нарушением эмоционально – волевой сферы.
Обследование на данном этапе проводилось одновременно в двух направлениях:
Публикация «Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах
Первое – оценка педагогами состояния детей в результате наблюдения за детьми. Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживались каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации;
Второе – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения ребенка.
На втором этапе проводилась профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста, с использованием сказкотерапевтических приёмов, направленных на знакомство детей с эмоциями, на снижение нарушений, а именно на снижение тревожности.
В процессе работы решались следующие задачи:
-познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес ;
- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям;
- передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- переключаться с одного эмоционального состояния в другое;
- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.
На третьем этапе была проведена итоговая диагностика, которая включала
в себя повторные диагностические процедуры по выявлению уровня эмоционально-личностного развития детей, наличия тревожности, у старших дошкольников, а так же анализ результатов проведенной работы.
При проведении исследования использовались следующие принципы:
1. Принцип уважительного и доброжелательного отношения к детям.
2. Принцип учета индивидуальных особенностей, личностных и возрастных особенностей.
3. Деятельностный принцип, утверждающий идею о том, что все познавательные процессы формируются в процессе деятельности, при этом ведущая деятельность в этом возрасте является наиболее эффективной.
Методы исследования :
- метод анализа научной литературы;
- метод бесседы;
- метод наблюдения;
Методы наблюдения и беседы использовались в качестве дополнительного метода для уточнения данных, полученных с помощью методик и опросников. Главной характеристикой методов, являлись систематичность и целенаправленность. Методики исследования подобраны с учетом валидности и надежности.
Валидность – качество методики, свидетельствующее о том, что данная методика действительно измеряет тот параметр, для которого и предназначена.
Надежность – качество методики, которое позволяет получать одинаковые результаты при неоднократном ее применении к тем же детям в разные моменты времени, или при изменении условий.
При проведении обследования использовались следующие методики :
1. Для выявления уровня тревожности - тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.
Задачи метода : исследовать тревожность ребенка, по отношению к типичным для него жизненным ситуациям общения с другими детьми или взрослыми.
Тревожность – это эмоциональное состояние ребенка, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, которую испытывает ребенок по отношению к ситуации, зависит от его эмоционально отрицательного опыта в этой или подобной ситуации. Повышенный уровень тревожности, это знак недостаточной эмоциональной приспособленности детей к различным ситуациям. При определении степени тревожности раскрывается внутреннее отношение ребенка к ситуации, о его взаимоотношении со сверстниками и взрослыми.
Во время работы с данной методикой, ребенку предъявляются картинки в строгой последовательности, одна за другой. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания. Беседа проходит в отдельной комнате.
Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5х11 см. каждый рисунок представляет собой типичную ситуацию для жизни ребенка дошкольника.
Каждый рисунок представлен в двух вариантах, для девочек и для мальчиков. Лица на рисунках не прорисованы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, где уже прорисованы лица, на одном печальное, а на втором улыбающееся.
Рисунки предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке, и дается инструкция, после которой испытуемый самостоятельно выбирает эмоцию, по своему усмотрению. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенка фиксируется.
Обработка результатов : на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально – негативных выборов (печальное выражение лица) к общему числу рисунков (14).
ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%
Интерпретация результатов:
а) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%).
б) Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50 %).
в) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%).
По завершению первичного обследования группы, результаты были занесены в таблицу (Приложение В).
Из таблицы видно, что у шести детей из 12 преобладает высокий уровень тревожности (57 – 71%, (Дима, Ира, Егор, Саша, Тема, Денис) 5 – средний, 1- низкий. В процентах это высокий уровень тревожности – 50%, средний – 40%, низкий 10%. Дети с высоким уровнем тревожности по результатам тестирования и составили экспериментальную подгруппу.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях отношения ребенок – ребенок («Игра с младшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности проявился в ситуациях, моделирующих отношение «ребенок – взрослый» : («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», а так же в ситуациях, моделирующих повседневные действия: («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»)
Тест, направленный на исследование уровня тревожности старших дошкольников показал, что основными причинами тревожности детей с ограниченными возможностями являются: отсутствие желания выполнять поручения, нежелание умываться и идти спать в одиночестве, нежелание делиться игрушками, нежелание слушать выговоры в свой адрес, игра со старшими детьми.
2.«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко).
Родителям задавались вопросы из анкеты, если содержащееся в анкете утверждение правильно, с их точки зрения, характеризует ребенка, ставился плюс, если неправильно - минус.
Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.
Если по анкете набрано 15 - 20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7 – 14 баллов - о среднем и 1 - 6 баллов - о низком.
Результаты первичного опроса рассмотрим в таблице (Приложение Г).
Из таблицы видно, что на момент первичного обследования, по мнению родителей 5 детей имеют высокий уровень тревожности (Дима, Ира, Саша, Тема, Денис, 6 детей – средний и 3 – низкий уровень тревожности, что составляет в процентах: высокий уровень - 40%, средний - 50 % и низкий - 10 %.
3. Методика «Пиктографический тест» на определение особенностей эмоционального состояния ребенка: наличие тревоги или страха, низкую или удовлетворительную самооценку и адаптацию в социальной среде.
Ребенку предоставляется лист бумаги, на одной стороне которого ему нужно нарисовать - дом, а на другой – детский сад. Всем детям предлагается один и тот же набор цветных карандашей. Время работы не ограничено.
Эмоциональное состояние ребенка определяется по цветовой гамме, сюжету и общей длине линий всех изображенных предметов.
1. Цветовая гамма оценивается по преобладанию теплых или холодных оттенков.
2. Оценка сюжета на рисунке включает следующее:
- характер сюжета (застывший или в динамике);
- наличие дополнительных элементов (деревья, скамейки и др.);
- наличие декоративных элементов;
- каким образом изображено солнце (ярко светит или спряталось за тучи).
3. Общая длина линий изображенных предметов измеряется с помощью линейки.
После завершения рисунка, с каждым ребенком проводится беседа, из которой нужно узнать его любимые цвета и время года.
Анализ детских рисунков может быть использован для общей диагностики уровня психического развития. Самую высокую эмоциональную нагрузку имеет цвет. (Приложение Ж)
Из таблицы видно, что у детей преобладал низкий уровень адаптированности к ДОУ, что составило - 50%. Из всей группы - 90% детей, дети экспериментальной подгруппы, средний - 40% испытуемых, высокий - 10%.
По итогам экспериментальной группы результаты были следующими: низкий уровень адаптированности – 90%, средний – 10% детей.
На основе данной методики выявлены некоторые особенности эмоционального состояния детей:
- присутствие тревоги и страха;
- низкая адаптация в социальной среде;
- неблагоприятное эмоциональное состояние.
Большая часть детей, до начала эксперимента, отдавали предпочтение дому. Они изображали дом в теплых тонах, яркое солнышко, деревья и т. д. Рисунок детского сада был менее красочен, без дополнительных элементов, что свидетельствует о том, что в домашних условиях дети чувствуют себя более комфортно и менее подвержены тревоге и страху.