Папки-передвижки

Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Наталья Романова
Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы

Для определения особенностей психического развития дошкольников была проведена психологическая диагностика, направленная на изучение эмоционально – волевой сферы. Средствами психодиагностики были наблюдения за детьми, беседы с воспитателями, детьми и их родителями, психологическое тестирование. Организация процесса исследования эмоционально – личностного развития ребенка в детском саду ведется поэтапно.

На первом этапе были выявлены дети с нарушением эмоционально – волевой сферы.

Обследование на данном этапе проводилось одновременно в двух направлениях:

Публикация «Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии» размещена в разделах

Первое – оценка педагогами состояния детей в результате наблюдения за детьми. Для наблюдения выбраны следующие параметры, которые отслеживались каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие с взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации;

Второе – характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье. При помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения ребенка.

На втором этапе проводилась профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста, с использованием сказкотерапевтических приёмов, направленных на знакомство детей с эмоциями, на снижение нарушений, а именно на снижение тревожности.

В процессе работы решались следующие задачи:

-познакомить детей с эмоциями: радость, обида, гнев, страх, удивление, грусть, злость, интерес ;

- научить детей: различать эмоции по схематическим изображениям;

- передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;

- переключаться с одного эмоционального состояния в другое;

- развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе.

На третьем этапе была проведена итоговая диагностика, которая включала

в себя повторные диагностические процедуры по выявлению уровня эмоционально-личностного развития детей, наличия тревожности, у старших дошкольников, а так же анализ результатов проведенной работы.

При проведении исследования использовались следующие принципы:

1. Принцип уважительного и доброжелательного отношения к детям.

2. Принцип учета индивидуальных особенностей, личностных и возрастных особенностей.

3. Деятельностный принцип, утверждающий идею о том, что все познавательные процессы формируются в процессе деятельности, при этом ведущая деятельность в этом возрасте является наиболее эффективной.

Методы исследования :

- метод анализа научной литературы;

- метод бесседы;

- метод наблюдения;

Методы наблюдения и беседы использовались в качестве дополнительного метода для уточнения данных, полученных с помощью методик и опросников. Главной характеристикой методов, являлись систематичность и целенаправленность. Методики исследования подобраны с учетом валидности и надежности.

Валидность – качество методики, свидетельствующее о том, что данная методика действительно измеряет тот параметр, для которого и предназначена.

Надежность – качество методики, которое позволяет получать одинаковые результаты при неоднократном ее применении к тем же детям в разные моменты времени, или при изменении условий.

При проведении обследования использовались следующие методики :

1. Для выявления уровня тревожности - тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка.

Задачи метода : исследовать тревожность ребенка, по отношению к типичным для него жизненным ситуациям общения с другими детьми или взрослыми.

Тревожность – это эмоциональное состояние ребенка, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, которую испытывает ребенок по отношению к ситуации, зависит от его эмоционально отрицательного опыта в этой или подобной ситуации. Повышенный уровень тревожности, это знак недостаточной эмоциональной приспособленности детей к различным ситуациям. При определении степени тревожности раскрывается внутреннее отношение ребенка к ситуации, о его взаимоотношении со сверстниками и взрослыми.

Во время работы с данной методикой, ребенку предъявляются картинки в строгой последовательности, одна за другой. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них дает инструкцию-разъяснение следующего содержания. Беседа проходит в отдельной комнате.

Стимульный материал представляет собой 14 рисунков размером 8,5х11 см. каждый рисунок представляет собой типичную ситуацию для жизни ребенка дошкольника.

Каждый рисунок представлен в двух вариантах, для девочек и для мальчиков. Лица на рисунках не прорисованы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, где уже прорисованы лица, на одном печальное, а на втором улыбающееся.

Рисунки предъявляются ребенку в строго перечисленном порядке, и дается инструкция, после которой испытуемый самостоятельно выбирает эмоцию, по своему усмотрению. Дополнительных вопросов ребенку не задается. Выбор ребенка фиксируется.

Обработка результатов : на основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ, который равен процентному отношению числа эмоционально – негативных выборов (печальное выражение лица) к общему числу рисунков (14).

ИТ = (число эмоциональных негативных выборов / 14) * 100%

Интерпретация результатов:

а) Высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%).

б) Средний уровень тревожности (ИТ от 20% до 50 %).

в) Низкий уровень тревожности (ИТ от 0% до 20%).

По завершению первичного обследования группы, результаты были занесены в таблицу (Приложение В).

Из таблицы видно, что у шести детей из 12 преобладает высокий уровень тревожности (57 – 71%, (Дима, Ира, Егор, Саша, Тема, Денис) 5 – средний, 1- низкий. В процентах это высокий уровень тревожности – 50%, средний – 40%, низкий 10%. Дети с высоким уровнем тревожности по результатам тестирования и составили экспериментальную подгруппу.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях отношения ребенок – ребенок («Игра с младшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности проявился в ситуациях, моделирующих отношение «ребенок – взрослый» : («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями», а так же в ситуациях, моделирующих повседневные действия: («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»)

Тест, направленный на исследование уровня тревожности старших дошкольников показал, что основными причинами тревожности детей с ограниченными возможностями являются: отсутствие желания выполнять поручения, нежелание умываться и идти спать в одиночестве, нежелание делиться игрушками, нежелание слушать выговоры в свой адрес, игра со старшими детьми.

2.«Анкета по выявлению тревожного ребенка» (опрос родителей - по Г. П. Лаврентьевой, Т. М. Титаренко).

Родителям задавались вопросы из анкеты, если содержащееся в анкете утверждение правильно, с их точки зрения, характеризует ребенка, ставился плюс, если неправильно - минус.

Суммируется количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Если по анкете набрано 15 - 20 баллов, то это говорит о высоком уровне тревожности, 7 – 14 баллов - о среднем и 1 - 6 баллов - о низком.

Результаты первичного опроса рассмотрим в таблице (Приложение Г).

Из таблицы видно, что на момент первичного обследования, по мнению родителей 5 детей имеют высокий уровень тревожности (Дима, Ира, Саша, Тема, Денис, 6 детей – средний и 3 – низкий уровень тревожности, что составляет в процентах: высокий уровень - 40%, средний - 50 % и низкий - 10 %.

3. Методика «Пиктографический тест» на определение особенностей эмоционального состояния ребенка: наличие тревоги или страха, низкую или удовлетворительную самооценку и адаптацию в социальной среде.

Ребенку предоставляется лист бумаги, на одной стороне которого ему нужно нарисовать - дом, а на другой – детский сад. Всем детям предлагается один и тот же набор цветных карандашей. Время работы не ограничено.

Эмоциональное состояние ребенка определяется по цветовой гамме, сюжету и общей длине линий всех изображенных предметов.

1. Цветовая гамма оценивается по преобладанию теплых или холодных оттенков.

2. Оценка сюжета на рисунке включает следующее:

- характер сюжета (застывший или в динамике);

- наличие дополнительных элементов (деревья, скамейки и др.);

- наличие декоративных элементов;

- каким образом изображено солнце (ярко светит или спряталось за тучи).

3. Общая длина линий изображенных предметов измеряется с помощью линейки.

После завершения рисунка, с каждым ребенком проводится беседа, из которой нужно узнать его любимые цвета и время года.

Анализ детских рисунков может быть использован для общей диагностики уровня психического развития. Самую высокую эмоциональную нагрузку имеет цвет. (Приложение Ж)

Из таблицы видно, что у детей преобладал низкий уровень адаптированности к ДОУ, что составило - 50%. Из всей группы - 90% детей, дети экспериментальной подгруппы, средний - 40% испытуемых, высокий - 10%.

По итогам экспериментальной группы результаты были следующими: низкий уровень адаптированности – 90%, средний – 10% детей.

На основе данной методики выявлены некоторые особенности эмоционального состояния детей:

- присутствие тревоги и страха;

- низкая адаптация в социальной среде;

- неблагоприятное эмоциональное состояние.

Большая часть детей, до начала эксперимента, отдавали предпочтение дому. Они изображали дом в теплых тонах, яркое солнышко, деревья и т. д. Рисунок детского сада был менее красочен, без дополнительных элементов, что свидетельствует о том, что в домашних условиях дети чувствуют себя более комфортно и менее подвержены тревоге и страху.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Методы исследования у детей подготовительной группы осанки и свода стопы Диагностическое обследование детей подготовительной группы. Цель: выявление осанки и плоскостопия у детей. Методы исследования: 1. Педагогическое.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС  На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Методическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возрастаМетодическое пособие «Потешники» по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» педагог-психолог: Т. А. Бутаева Занятие по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек» Цель: способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии
Опубликовано: 2 марта 2020 в 20:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Диагностические методы исследования и организации работы с детьми дошкольного возраста посредством сказкотерапии» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Романова (УИ 383830) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД