ксения понкратова
Диагностические исследования речевого развития воспитанников по методике С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова
▼ Скачать + Заказать документы
1. Проблема: В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
2. Актуальность.
Ребё нка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.
Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Публикация «Диагностические исследования речевого развития воспитанников по методике С, В, Батяева, Е, В, Савостьянова» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
С развитием речи теснейшим образом связано формирование сложных форм произвольного поведения ребенка. Благодаря речи малыш становится способным регулировать свое поведение, оценивать его. Говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инстпукции, чем их плохо говорящие сверстники. .
Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятии по ознакомлении с художественной литературой, по обучению грамоте, а так же в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
В формировании связной речи выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Дети должны связно говорить, ясно представлять объект рассказа (объект, событие) уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать связи между предметами и явлениями, строить простые предложения.
Поэтому в младшей группе основное внимание уделяется речевому развитию : наполнение и обогащение словаря на основе расширения знаний и представлений окружающей ребенком жизни.
Детей необходимо научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их отвечая на вопросы «Что это?», «Кто это?» видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с игрушками - животными, с их состоянием с возможными действиями человека (что делает? и что с ним можно делать)
Дети младшей группы должны постоянно слышать правильную речь взрослых, различать на слух громкость и скорость, темп речи, находить ошибки в речи окружающих.
При чтении потешек, стихов, сказок необходимо обращать внимание детей на выразительную сторону речи, дать образец интонации.
В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одной из современных технологий, направленных на развитие речи является сказка.
Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.
На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка».
Сказки дают возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним. Учат детей передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимикой лица. Учат детей работать в команде, договариваться. Слушая сказки, малыш с ранних лет приобщается к истокам народного творчества,знакомится с детскими писателями и поэтами, у него формируется интерес к книге и через ее понимание формируется речь.
Необходимо выстраивать работу со сказками и с семьей, на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.
ЦЕЛЬ : Развитие речевой активности у детей во 2й младшей группе раннего возраста через сказку.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать речевую активность у детей.
2. Способствовать общему совершенствованию речи ребенка, активизировать
словарь, воспитывать интерес к живому слову.
3. Развивать у детей память, коммуникативные навыки, воображение и выразительность речи.
4. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения.
Ожидаемые результаты.
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Создание Презентации по проекту «Наши любимые сказки».
В первую очередь необходимо малышей диагностировать на понимание речи. Лучше это делать на кукле, задавать вопросы такие как: где нос, глаз? И т. д.
Потом тоже самое на животных, затем смотрим на наличие речи в общем, в каком она состоянии. В норме у 2х летнего малыша должна быть фразовая речь, но понятно что о ранней звукопроизносительности здесь речь не идет т. к. мозг еще созревает и ребенок имеет право не произносить много звуков. При этом он должен членораздельно говорить простыми фразами, по крайней мере попросить о какой-то услуге, что-то ему подать или попросить пить, кушать, попросить какой-то предмет, т. е ребенок в два года должен оперировать фразовой речью в любом случае. Если малыш не говорит или говорит на уровне лепета, то уже идет задержка речевого развития, но мы таких малышей еще никуда не направляем в силу того, что мозг еще развивается. Бывает даже так, что дети практически молчуны до 3х летнего возраста, а потом резко идет скачок, причем сразу фразовая речь и такое речевое развитие бывает, но тут тогда мы смотрим понимание т. е. импрессивную сторону.
Надо так же учитывать, что девочки как правило очень болтливы в отличие от мальчиком, они развиваются быстрее именно что казается речевого развития, поэтому уже в два с половиной годика, кто-то может уже стишки декламировать, а мальчики в этот момент молчат. Но бывают исключения, у нас например 2.5 лет уже хорошая фразовая речь была у Степана Ансимова.
Поэтому, с такими маленькими детками, нельзя быть категоричными при исследовании, но в любом случае уже видно на сколько у ребенка психические функции развиты или отстают, но а речь это отражение психических функций, это система сигналов-сигналов, поэтому на ней сразу видно, на сколько реченок понимает речь, нюансы речи простые по возрасут. Поэтому сложных задачь мы не даем, а только простые задания по возрасту: Подай мне куклу, принеси машинку, посади мишку или посади мишку и зайчика. Т. е если ребенок начинает путаться, неправильно выполнять эти действия, то уже сразу видно, что у него нарушено понимание речи.
При составлении таблицы (внизу) учитываем результаты на начало и конец года, а затем вносим данные и пересчитываем их используя пропорцию.
Импрессивная речь
1.1. Понимание значения слова Понимает
1.2 Понимание предложений Грубо нарушен/не нарушен
1.3 Фонетический слух Сформирован/не сформирован
1.4 Понимание интонационной и ритмико-мелодической структуры
Понимает/не понимает
1.5 Понимание смысла текста Нарушено/ненарушено
Экспрессивная речь
2.1 Слоговая структура слова Грубо нарушеня/не нарушена
2.2 Словарный запас Пассивный/активный
2.3 Грамматический строй речи Присутствует/отсутствует
2.4 Связная речь Присутствует/отсутствует/слабо присутствует
Исходя из исследования по С. В. Батяевой мы к концу года получили следующие результаты:
Понимание значения слова – 100% результат
Понимание предложений – 100%
Фонетический слух – увеличился на 40%
Понимание интонационной и ритмико-мелодической структуры - увеличился на 8%
Понимание смысла текста – 100% (увеличился на 16%)
Слоговая структура слова – увеличилась на 48%
Словарный запас – увеличился на 40%
Грамматический строй речи – увеличился на 52%
Связная речь –увеличилась на 40%