Александра Васильева
Детство как культурно-исторический феномен
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд. Вопросы для раскрытия темы.
1. Исторический анализ понятия «детство».
2. Понятие «психологический возраст» - единица анализа развития. Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.
3. Понятие о социальной ситуации развития, новообразованиях. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.
4. Периодизация психического развития в трудах Л. С. Выготского
3слайд. Исторический анализ понятия «детство»
Темочки:
Детство — это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения примерно до 11 лет.
4слайд. Периоды детского развития но Д. Б. Эльконину :
*Первобытно-общинный строй -Младенчество и овладение примитивными орудиями труда
*Средние века - Младенчество и период овладения орудиями труда.
*Классовое общество - Ребенок овладевает орудиями быта и получает
производственную подготовку
*Машинное производство - Детство разделяется на дошкольное детство и
младший школьный возраст
*Промышленная революция - Школьное детство делится на этапы : младший школьник, подросток
*Школьное детство делится на этапы : младший школьник, подросток - Усвоения норм и правил межличностных отношений
5 слайд.
Понятие «психологический возраст» - единица анализа развития. Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.
*Психологический возраст — «единица» анализа развития.
*Психологический возраст характеризуется структурой и динамикой.
* Структура возраста включает две составляющие: социальную ситуацию развития и возрастные психологические новообразования.
6 слайд.
Два типа детского развития по Л. С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.
преформированный тип
*Преформированный тип -- это такой тип, когда в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет.
Пример -- эмбриональное развитие.
непреформированный тип:
*Непреформированный путь развития не предопределен заранее.
Детское развитие -- это непреформированный тип развития
Конечные формы не даны, не заданы.
7 слайд. Понятие о социальной ситуации развития, новообразованиях. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.
Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода.
Возрастные новообразования Л. С. Выготский определял как тот новый тип строения личности и ее деятельности, который возникает впервые на данной возрастной стадии и определяет сознание ребенка и его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный возрастной период.
8 слайд.
Социальная ситуация развития определяет:
1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом
2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми;
3) отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия
9 слайд.
Возрастные кризисы:
Л. С. Выготский выделял относительно устойчивые, стабильные, возрасты, когда развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка.
Всего выделяют следующие кризисы:
- кризис новорожденности ( младенческий возраст: 2 мес. – 1 год);
- кризис одного года (раннее детство : 1 год – 3 года);
- кризис 3 лет ( дошкольный возраст: 3 года – 7 лет);
- кризис 7 лет ( школьный возраст: 8 лет – 12 лет);
- кризис 13 лет ( пубертатный возраст: 14 лет – 18 лет);
- кризис 17 лет.
10 слайд.
Изменение структуры сознания ребенка и отношение к внешней действительности с возрастом.
*Социальная ситуация развития.
Прежняя ситуация развития распадается по мере развития ребенка, и столь же соразмерно с его развитием складывается в основных чертах
*Зона ближайшего развития
Все обучение строится на принципе учета зоны ближайшего развития, с опережением актуального развития.
*Ведущая деятельность
Возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
*Ведущая высшая психическая функция
Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции.
.Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает
11 слайд.
Периодизация психического развития в трудах Л. С. Выготского
Главное содержание критических возрастов:
критический (возникает внезапно, протекает бурно)
1) предкритический
2) критический
3) посткритический
литический (спокойный)
Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому:
1) Кризис новорожденности.
2) Кризис 1 года
3) Кризис 3 лет.
4)Кризис 7 лет.
5) Кризис 13 лет.