Наиля Калямова
Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Детское экспериментирование
– средство интеллектуального развития дошкольников»
Выполнила воспитатель: первой квалификационной категории Калямова Наиля Рауфовна
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем окружающего мира. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше ребёнок ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Публикация «Детское экспериментирование-средство интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
Следовательно, одним из эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира. Следствием является не только ознакомление дошкольника с новыми фактами, но и накопление исследовательских умений. Чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Цель –повышение познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами неживой природы.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Для развития познавательной активности и поддерживания интереса к экспериментированию в групповой комнате необходимо оборудовать уголок экспериментирования.
В младшем (манипулятивном) дошкольном возрасте - используются различные материалы: природные (песок, вода, опилки); бросовые (пробки, трубочки для коктейля и т. д.);сенсорные игры и пособия; оборудования (совочки, сито, воронка и др. ,ёмкости для игр с водой, песком, снегом.
Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.
Манипулирование предметами это исходная форма экспериментирования, которая возникает в раннем возрасте. Дети младшего дошкольного возраста, играя в экспериментальном уголке совершают обследовательские действия с предметами, усваивают сведения об их свойствах. Это период любопытства детей.
Для детей младшего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому многие опыты и эксперименты можно проводить вторично.
В группах младшего дошкольного возраста опыты используют для ознакомления детей со свойствами неживой природы. Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, как игра или как часть образовательной деятельности. Так же экспериментальной деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.
Количество проводимых опытов может варьироваться от одного раза в неделю до двух раз в месяц на усмотрение воспитателя и с учетом индивидуальных особенностей детей.
Длительность проведения опытов четко не регламентируется. Это зависит от формы организации опыта, но не более 10 минут за один этап.
Опыты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Свою работу я начала с экспериментов с водой. В режимных моментах дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда и при этом они узнали назначении воронки и сито; что она бывает теплой и холодной; что с помощью губки можно собрать воду в посуду; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить, получить «цветную воду».
Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.
Дети с удовольствием наблюдали за таянием снега в группе, но удивились увидев грязь, мусор на дне посуды, когда снег растаял.
Эксперименты «Волшебная кисточка» дают возможность детям пережить волшебство возникновения новых цветов при смешивании двух красок разного цвета на листе бумаги.
Опыт «Невидимое письмо» удивил детей. Нарисовали на листе бумаги лимонным соком простую картинку и после высыхания разводили в воде йод и кисточкой смочили лист бумаги, в итоге рисунок проявился.
Особенно детям понравился эксперимент «Тонет - не тонет».
Таким образом, систематическая работа по экспериментированию, которую я старалась включить в разные виды деятельности, способствовала приобретению более содержательных сведений о предметах ближайшего окружения и жизни людей.
Приложение
Эксперименты в младшей группе
Опыты с водой:
1. Вода жидкая, льётся
Цель: расширять представления об одном из свойств воды - жидкая
Материалы: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
Возьмите тазик с водой. Покажите, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой. Предложите детям попробовать сделать то же самое.
2. Сквозь сито
Цель: познакомить с назначением сито и свойством воды- жидкая
Материалы: стакан с водой, пустой стакан, сито.
Поставьте перед ребенком стакан с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
3. «Соберем водичку»
Цель: Научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Материалы: Тазик, разноцветные губки, вода на столе.
Каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знание детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собрать воду со стола в таз при помощи губки.
4. «Цветная вода»
Цель: познакомить с другим свойством воды- прозрачная
Материалы: цветные краски, 4 стакана с водой, кисточка.
Рассмотрите вода прозрачная, а что произойдёт, если помешать красную краску – вода стала красной. Дети пробуют то же с другими цветами краски.
Вывод: вода приобретает цвет краски, мы получили цветную воду.
5. «Превращения воды»
Цель: познакомить со свойствами воды – твердая, и из твёрдого состояния может превратиться в жидкую.
Материалы: цветная вода и формочки для льда.
Разливаем полученную цветную воду в формочки для льда и ставим в морозильник. Расскажите ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лёд. Можно выложить из него красивые узоры.
Покажите ребенку ледяные фигуры, обратите его внимание, что льдинки приобретают форму сосудов, которые вы заполняли водой.
Понаблюдайте за таянием льда.
6.«Волшебная кисточка»
Цель: Познакомить с получением нового цвета краски путем смешивания двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Материалы: Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен; листы с тремя нарисованными контурами воздушных шаров.
Взрослый знакомит детей с волшебной кисточкой и предлагает им закрасить на листах с контурами по два шарика, как на образце. Взрослый рассказывает, как краски поспорили о том, кто из них красивее, кому закрашивать оставшийся шарик, и как волшебная кисточка их подружила, предложив краскам раскрасить оставшийся шарик вместе. Затем взрослый предлагает детям смешать на палитре краски, закрасить новой краской третий шарик и назвать получившийся цвет.
7.«Невидимое письмо»
Материалы: бумага, лимон, йод.
Нарисуйте на бумаге лимонным соком простую картинку и дайте высохнуть.
Потом разведите в воде йод и кисточкой смочите лист бумаги — рисунок проявится.
8. Тонет-не тонет
Цель: способствует развитию наблюдательности, освоению навыков классифицирования предметов.
Материалы: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (деревянные дощечки, пластмассовые игрушки: уточки, кораблики, емкость с водой, два пустых ведерка.
Поставьте перед ребенком тазик с водой и разложите все предметы. Пусть малыш кладет по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
Потом доставайте предметы из воды и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что утонуло.