Гуленко Нина Ивановна
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Гуленко Н. И.
старший воспитатель
БДОУ г. Омска «Детский сад № 204 комбинированного вида»
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К. Е. Тимирязев
Темочки:
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которое понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию [1 :12].
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный деятель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т. е. ребёнку предоставляется возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой [ 2:30].
Детская экспериментальная деятельность отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. д.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Теоретической базой этой работы являются исследования Н. Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н. Н. Подьяков, 1995). По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Исходя из перспектив и потенциальных возможностей использования опытно-экспериментальных методов в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста, педагогами детского сада выбрана цель : создание условий для формирования и развития познавательного интереса у детей средствами экспериментальной деятельности [5 :86].
Указанная цель реализовывается в следующих задачах:
• Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Развивать связную монологическую речь, обучать целостным связным суждениям, использовать объяснительно-доказательную речь при формулировке целей и выводов;
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей;
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
Для достижения цели педагоги опираются на ведущие принципы развития дошкольников :
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
• Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура);
• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Опытно-экспериментальную деятельность включает направления:
• Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде;
• Неживая природа (воздух, почва, вода, магниты, звук, свет);
• Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
• Преобразование предметов.
Для достижения поставленных целей и задач реализуются следующие действия:
• Оформление центра экспериментально-поисковой деятельности «Умники», оснащенного пособиями, дидактическими играми, приборами для проведения экспериментов;
• Разработка перспективных планов по организации опытно-экспериментальной деятельности с системой познавательных задач для старшей и подготовительной групп;
• Создание банка электронных пособий: «Воздух», «Вода», «Что такое лес?», «Что такое река?», «Физика и химия для малышей» и др. ;
• Организация работы детей с использованием опытно-экспериментальных методов в кружке «Почемучки».
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить оборудованием для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
• предлагает различные варианты ее решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности : наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут использоваться следующие методические приемы:
• наблюдение на прогулке за движением облаков;
• эксперимент «Какая сила у ветра?»;
• для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);
• чтение и обсуждение отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»;
• решение экологических задач, например: «Света с мамой гуляли по улице и любовались облаками. Вдруг Света закричала: «Мама, на крыше этого двухэтажного дома вырос одуванчик! Кто его там посадил?»; «Однажды ученые приплыли на небольшой остров, чтобы изучать животных, насекомых. Они были очень удивлены тем, что насекомые почти не летали, а ползали. Оказалось, что крылья им почти не нужны. Ученые решили, что во всем виноват ветер. На острове постоянно дули сильные ветры. Почему стрекозы и жуки на этом острове почти не летали, а ползали по земле?» и т. д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений [ 4:2].
Педагогами разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», картотеки элементарных опытов и экспериментов, которые можно проводить дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
На родительских собраниях родителям можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).
В завершении хотелось бы напомнить древнюю китайскую пословицу:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Литература
1. Доронова Т. Н., Короткова Н. А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3. с. – 54.
2. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников // Дошкольное воспитание, 2003 №7. с. – 173.
3. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7. с. – 350.
4. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание, 2004 №7. с. – 158.
5. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Воспитание дошкольников, 2000 №7. с. – 78.