Наталья Скочедубова
Детское экспериментирование и исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуальное развитие детей - одна из основных целей моей педагогической деятельности. Основным средством достижения этой цели я избрала организацию детского экспериментирования и исследовательской деятельности.
Произвольность у дошкольников в силу возрастных особенностей находится в зачаточном состоянии и усвоить ребёнок может лишь то, что его удивит, заинтересует, а побудить к деятельности может лишь значимый для него мотив. При перекосе в сторону словесных методов искажаются основные направления развития ребёнка
Публикация «Детское экспериментирование и исследовательская деятельность» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Из трудов известного психолога Н. Н. Поддъякова я узнала о ценности в развитии детского интеллекта, гибкости и пытливости ума малышей, детского экспериментирования. Проанализировав и обобщив богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, академик Поддъяков пришёл к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Познавательный инстинкт дан ребёнку от рождения. «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Я стараюсь предоставлять своим воспитанникам возможность реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира.
В своей группе центр детского экспериментирования мы преобразовали в Лабораторию исследовательской деятельности «Почемучка». Весь собранный материал разделили с ребятами по разделам «Бумага», «Почва», «Звук», «Магниты» и др.
В нашей Лаборатории имеются:
• приборы-помощники: микроскопы, увеличительные стёкла, весы, комплекты песочных часов, компасы, магниты и др. ;
• сосуды разного объёма, изготовленные из различных материалов (стекло, пластмасса, металл);
• коллекции природного материала (образцы почвы - песок, глина, чернозём; камни, минералы, семена, спил деревьев, ракушки, перья и др.);
• технические материалы: гайки, скрепки, шурупы и др. ;
• разные виды бумаги (картон, наждачная, гофрированная, салфетки).
К старшему дошкольному возрасту познавательно - исследовательская деятельность моих воспитанников вычленяется в особую деятельность - осознанное намерение понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить имеющиеся представления о чём-либо. Я получаю огромную радость наблюдая, как мои ребятишки, удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, расширяют свои представления о мире, овладевают основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными, и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
При организации занятий познавательного цикла я учитываю общие задачи развития, пытаюсь охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира. Развивающее содержание стараюсь «упаковать» в такую форму, чтобы оно привлекло внимание ребят, стимулировало их активность. Чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность, я стараюсь принять позицию заинтересованного, любознательного партнёра, придерживаюсь следующей последовательности этапов исследования :
• актуализация культурно - смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определённой темы;
• обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
• опытная проверка или предметно - символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами и явлениями;
• предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в ДОУ или дома.
Типы исследований, практикуемые мною в работе со старшими дошкольниками:
• экспериментирование с предметами и их свойствами (освоение причинно- следственных связей и отношений);
• коллекционирование (классификационная работа, освоение родовидовых отношений);
• путешествие по карте (освоение пространственных схем и отношений);
• путешествие по «реке времени» (освоение временных отношений - от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации).
Когда мои воспитанники приходят в старшую группу, я начинаю внедрять в свою педагогическую практику метод проектной деятельности. Этот метод, основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. На своём опыте я убедилась, что более раннее внедрение этого метода не эффективно. Лишь к старшему дошкольному возрасту при грамотном сопровождении у детей появляется устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, адекватной самооценке, а самое главное - стремление к совместной деятельности. Освоенный мной метод проектной деятельности заинтересовал всех педагогов учреждения, так как, присутствуя на последнем этапе - защите проектов в качестве приглашённых, они увидели результат моей деятельности : у большинства ребят сформировано целостное видение картины окружающего мира. Ребята продемонстрировали умение рассуждать, анализировать, выделять существенные признаки и связи. Коллеги отметили, что общее дело развило коммуникативные и нравственные качества детей. Я считаю, что дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.