Анна Чулкова
Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогической литературе детские эксперименты классифицируются по разным принципам:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д. ;
- по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;
Публикация «Детское экспериментирование: демонстрационная и фронтальная организация» размещена в разделах
- по продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.);
- по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач;
- по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Все игры-эксперименты, проводимые нами с детьми, мы разделили по способу применения в группе - на демонстрационные и фронтальные. Обе эти группы имеют и достоинства, и недостатки. Остановимся на них подробнее.
К демонстрационным мы отнесли наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у воспитателя. Воспитатель сам проводит опыт (демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами (конспект занятия см. приложение 2).
Исходя из нашего опыта, мы выделили следующие сильные стороны демонстрационных игр-экспериментов :
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки (один объект достать легче, чем несколько, в процессе работы и при подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, воспитатель имеет возможность рационально распределить время на различные этапы, сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
6. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проще решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе.
Демонстрационные игры-эксперименты имеют и слабые стороны:
1. Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как воспитатель совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, поскольку у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. Восприятие знаний идет в ритме, навязанном педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других – низким.
8. Сведена до минимума инициатива детей.
9. Затруднена индивидуализация обучения.
К фронтальным мы отнесли такие наблюдения и эксперименты, при которых в группе имеется много объектов, и они находятся в руках у детей (конспект занятия см. приложение 1). Игры-эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы».
Сильные стороны фронтальных игр-экспериментов выражаются в том, что дети могут:
- хорошо видеть мелкие детали;
- рассмотреть объект со всех сторон;
- использовать для обследования все анализаторы;
- реализовать заложенную в них потребность к деятельности;
- работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков.
- эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных;
- процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных игр-экспериментов :
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком.
3. Труднее установить контакт с детьми.
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей.
5. Повышается риск ухудшения дисциплины.
6. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций.
Демонстрационный метод обучения в играх-экспериментах мы предпочитали в следующих случаях:
- если объекты существуют в одном экземпляре;
- если объект не может быть дан детям в руки (горящая свеча, фен);
- если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами;
- если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно;
- если воспитатель не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину.
Во всех остальных случаях мы старались проводить фронтальные игры-эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
Проводя игры-эксперименты, мы замечали, что интерес детей к этому виду деятельности заметно усилился. То, что привлекательно, забавно, интересно - пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, строил, составлял, изображал. Ситуации успеха, которые мы создавали детям, хорошо мотивировали их для дальнейших занятий экспериментированием.
Во время игр-экспериментов мы проводили и индивидуальную работу с детьми, стимулировали речевые высказывания у малоговорящих. В речи детей появились вопросы: Почему? Где? Когда? Мы старались направлять мышление ребенка на поиск ответа, учили строить предположения. Следует отметить, что связная речь детей 2-3 лет еще недостаточно развита, им трудно выразить словами то, что хотелось бы, особенно, если детей переполняют эмоции. В процессе экспериментирования словарь детей пополнялся за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В связной речи начали появляться придаточные предложения.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводили родительские собрания, консультации, на которых родители узнавали об организации детского экспериментирования, знакомились с видами опытов с водой, воздухом, песком. Также для родителей мы выпускали ширмы-передвижки по данному вопросу.
В заключение мы сформулировали некоторые рекомендации для воспитателей по организации детского экспериментирования.
Для приучения детей к правилам экспериментирования мы рекомендуем первоначально учить детей экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством воспитателя, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опытов можно вносить в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. Проводимый с детьми эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента [3; 38] Кроме того:
• Вода для экспериментов должна быть теплой.
• Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см.
• Нужно иметь клеёнчатые передники, нарукавники.
• Обязательно иметь салфетки, полотенца.
• Материалы должны быть расположены так, чтобы взрослый легко мог ими воспользоваться.
• По окончании игр с водой все игрушки и предметы следует просушить.
Правила для детей:
• Нельзя намеренно выливать воду на пол.
• Нельзя брызгать водой на других детей.
• После игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Литература
1. Карюхина Н. А. Чудеса на песке и воде. – М, 2008.
2. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с. – с. 38.
3. Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. АРКТИ, 2005.
4. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. пособие / А. В. Чулкова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. – 220 с.