Альбина Ковшова
Детское экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Детское экспериментирование – что это?
Природное любопытство - качество, которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве человека. Подобную деятельность Поддьяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребёнка. Без неё, полагал учёный, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие ребёнка.
Задача педагогов– поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.
Публикация «Детское экспериментирование» размещена в разделах
В детском саду приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребёнка и проводится в увлекательной форме без заучивания и повторения правил и законов в формализованном виде.
Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Дети с начала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально-организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т. д.
Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, объективирующего интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Задачи экспериментальной деятельности :
• Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
• Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств;
• Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
• Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности
Взрослым следует создавать условия для экспериментирования. В группах должны быть оборудованы мини-лаборатории, укомплектованные всем необходимым. Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Тайны Земных недр и далёких планет открываются им в моделирующих экспериментах : «Далёкое свечение», «Далеко ли до Луны», «Извержение». Живая природа – тоже объект исследования: чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, как распускаются цветы…
Опыты позволяют многое узнать о человеке: «Гибкая косточка», «Стук сердца», «Цвет кожи»…
Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчётливыми знаниями должна оставаться зона неопределённых. Пусть дети самостоятельно ищут решение поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать собственные гипотезы и предложения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги»…
Как гласит народная мудрость: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».