Жарова Елена
Детское экспериментирование. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Гурьева Валентина Евгеньевна
Тема опыта: Детское экспериментирование
Образовательная организация: МБДОУ № 19
Актуальность и практическая значимость опыта:
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев
Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире.
Метод экспериментирования - это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года жизни - практически единственным способом познания мира.
Практическая значимость
Практическая значимость детского экспериментирования заключается в следующем:
• Развитие мыслительных операций. В ходе экспериментов ребёнок учится анализировать явления и объекты, систематизировать знания и сопоставлять различные аспекты и полученные сведения.
• Стимуляция познавательной активности и любознательности. Экспериментальная деятельность даёт возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях и впечатлениях.
• Активация восприятия учебного материала. Эксперименты помогают знакомиться с природными явлениями, основами математических знаний и этическими правилами жизни в обществе.
• Подготовка к школе. Усвоение системы научных понятий и экспериментальных способов познания окружающей действительности позволяет ребёнку стать субъектом учения и развить интеллектуальную активность, познавательную культуру и ценностное отношение к реальному миру.
Ведущая педагогическая идея:
Ведущая педагогическая идея детского экспериментирования — развитие познавательной активности детей.
Она осуществляется через:
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды.
2. Реализацию системы работы по развитию познавательной активности детей средствами опытно-экспериментальной деятельности.
3. Поддержку детской инициативы, самостоятельности, творчества детей в исследовательской деятельности.
4. Обеспечение преемственности педагогов и родителей в вопросах развития познавательного интереса у детей.
Теоретическая база опыта:
Формирование познавательной активности дошкольников, как один из главных факторов всестороннего развития постоянно привлекает внимание учёных и исследователей - практиков.
В процессе работы над опытом были изучены следующие понятия:
1. «познавательная активность»
2. «экспериментальная деятельность».
Раскрытие понятия «познавательная активность» начинается с научного изучения термина «активность». В толковом словаре С. И. Ожегова, активный - обозначает энергичный, деятельный.
В содержании понятия «познавательная активность» включается несколько направлений. Так, например, педагоги прошлого, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, целостно рассматривали познавательную активность как развитие ребёнка и определяли её как естественное стремление детей к познанию. А современные учёные, такие как Г. И. Щукина, Н. Н., Л. А. Венгер определяют «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление к познанию, но при этом качеством личности «познавательная активность» становится при проявлении устойчивого стремления к познанию.
Исследования, отражённые в педагогической литературе, показывают, что познавательная деятельность - главная деятельность дошкольников, в ходе которой происходит процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений.
Исследования учёных показывают, что познавательная активность не является врождённой, а формируется у человека на протяжении всей его сознательной жизни. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуальными особенностями и созданной развивающей предметно- пространственной средой для всестороннего развития и воспитания. Таким образом, познавательное развитие детей может быть только лишь при условиях формирования у них познавательного отношения к окружающему миру и умений хорошо ориентироваться в разнообразии окружающих предметов, благодаря которым, дети получают возможность стать субъектом индивидуальной познавательной деятельности.
Большое значение имеет способность ребёнка самостоятельно находить для себя объект познания, реализовать свой замысел, выработать своё суждение, отстаивать свою точку зрения, проявляя при этом изобретательность и творчество. Познавательная активность ребёнка старшего дошкольного возраста может проявляться в его желании что-то самостоятельно сделать, изменить, открыть, узнать что- то новое для себя.
Понятие «экспериментальная деятельность» состоит :
1. Детское экспериментирование
2. Деятельность
Детское экспериментирование Н. Н. Поддъяков рассматривал, как активно – преобразующую деятельность детей, существенно изменяющую исследуемые объекты: «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам». По мнению Н. Н. Поддьякова, «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».
Ребенок – дошкольник, по своей сути, является исследователем, проявляя активный интерес к познавательно- исследовательской деятельности, а именно к экспериментальной.
В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «деятельность» обозначается как специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.
Аакадемик Н. Н. Поддьяков считал, что «….в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружение его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Практика показывает, что в повседневной жизни дети самостоятельно экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Малыши разбирают игрушки, наблюдают за брошенными в воду предметами (тонет - не тонет, нюхают, трогают, даже пробуют языком различные предметы, но ведь это очень опасно. Опасность такой самостоятельности состоит в том, что ребёнок еще не знаком с элементарными правилами безопасности. Эксперимент, который организует педагог, безопасен для ребенка, но, в то же время, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их применения в собственной жизни. Первоначально, дети экспериментируют в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем нужные материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в развивающую предметно-пространственную среду группы для самостоятельного проведения опытов и экспериментов ребенком, если это безопасно для его здоровья. Именно поэтому, в детском саду эксперимент должен отвечать следующим условиям: доступность приборов и правил обращения с ними, безопасность действия приборов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в проведении эксперимента.
В ходе экспериментирования ребенку нужно ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать и, что получится в результате. Экспериментальная деятельность, зачастую, всегда вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., повышает познавательную активность и развивает любознательность ребенка, активизирует и усиливает восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с правилами жизни в обществе и т. п.
В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Все исследователи экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста определяют основную особенность этой познавательной деятельности: малыш обследует и познает объект в ходе непосредственной деятельности с ним, при этом все выполняемые им действия выполняют познавательную и исследовательскую функцию, где создаются условия, в которых действенно открываются свойства изучаемого объекта. Практика показывает, что запоминается все надолго и прочно, когда человек это услышал, увидел и сделал сам. Участие в исследованиях и экспериментах дают ребенку - дошкольнику реальную возможность самому ответить на вопросы «как?» и «почему?».
Изучив теоретический материал по данному вопросу, можно сделать вывод о том, что необходимо расширить знания и изучить методики экспериментальной деятельности в детском саду более углубленно. Ведь в наше время, в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения, в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Отсюда вытекает необходимость расширять и обогащать знания о данном методе обучения для развития познавательной активности, что и было сделано в предоставляемом опыте работы.
Технология опыта:
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
Гипотеза: Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
- Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
- Рассмотреть основные признаки и этапы организации экспериментирования в ДОУ.
- Комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
С целью повышения педагогического мастерства в данном вопросе, я изучила и систематизировала материалы по теме «Детское экспериментирование как метод обучения дошкольников». В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.
Для организации развития исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста, ставим перед собой цель и задачи:
Цель - создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей дошкольного возраста, диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов, умение работать в коллективе.
Развивающие:
- Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств: символов, моделей, схем, условных знаков.
- Развивать речь детей в процессе развития умений анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия, делать выводы.
Воспитательные:
- Приобщать детей к многообразию и красоте окружающего мира, воспитывать экологическую культуру поведения.
Для организации исследовательской деятельности создаем определенные условия:
- тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности;
- организуем предметно - развивающую среду;
- составляем картотеку проведения опытов и экспериментов;
- разрабатываем методические пособия;
- подбираем дидактический материал.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми. При разработке и составлении тематического плана учитываются возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей. Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности. Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог. Лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. Организуя экспериментальную деятельность детей, придерживаться определенных правил:
- Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей.
- Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
- Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
- Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
- Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
- Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.
Первый этап работы согласно проектной деятельности заключается в создании развивающей предметно пространственной среды и в предварительной подготовке детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности. Он предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами экспериментального центра и их назначением.
Развивающая предметно пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию.
Основным оборудованием в уголке являются:
- Приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика).
- Природный материал: камешки, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.
- Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки и др.
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
- Красители: гуашь, акварельные краски и др.
При оборудовании уголка экспериментирования учитываются следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей
- достаточность
- доступность расположения.
Второй этап – Практический.
В него входит предварительная работа: С детьми проводятся занятия специальные научного характера по развитию у них умений и навыков исследовательского поиска. Для этого используют занятия-тренинги, предложенные А. И. Савенковым. Он предлагает задания и упражнения для развития умений видеть проблемы («Посмотри на мир чужими глазами», «Сколько значений у предмета», выдвигать гипотезы «Почему дует ветер?», «Почему течет вода?», задавать вопросы, умение классифицировать предметы, развития умения наблюдать. Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Такой вид работы можно проводить в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме.
Мотив – выделение и постановка проблемы: Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" .
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При планировании эксперимента используют следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В своей работе с детьми используют следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
По способу применения используют эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные проводят сами воспитатели, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Подбирают картотеку экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т. д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Используют следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Третий этап: Итоговый- подведение итогов.
В процессе работы с детьми по экспериментальной деятельности, отмечают динамику развития:
- У детей появляется интерес к экспериментированию, развиваются навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно подбирают оборудование для экспериментов, усваивают элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети становятся более внимательными, у них расширяется кругозор, появляются свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появляется желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети объединяются в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используют схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский.
Результативность:
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Вывод: детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка- на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на повышение уровня развития любознательности, исследовательские умения и навыки детей т. е. видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы. Повышение уровня развития познавательных процессов т. е речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе; повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности.