Римма Рогачева
Детское музыкально-художественное творчество как основа формирования личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дёмина Ирина Николаевна,
воспитатель 1 квалификационной категории
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 72
МКУ «Управления образования Администрации
города Апатиты Мурманской области»
На мой взгляд, воспитатель должен учить детей тому, чем он сам увлекается. Это и подтвердило правильность моего выбора. Театрализованная деятельность зависит во многом и от желания и интереса педагога, от понимания её значимости.
Публикация «Детское музыкально-художественное творчество как основа формирования личности дошкольника» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Причем, я не ставлю перед собой задачу сделать из детей артистов, но именно через театрально-игровую деятельность хочу, научит детей способности удивляться и познавать, научить их быть открытыми новому и неизвестному, научить их быть разносторонними.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
– Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
– Пробуждение в детях способности живо представить себе происходящее, сочувствовать;
– Совершенствование сопереживать; артистических навыков детей;
– Работа над речью (дикция, интонация, выразительность);
– Развивать степень активности;
– Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;
– Развивать способность анализировать положительные и отрицательные поступки героев.
Над задачей приобщения детей к театрализованной деятельности я работаю более 10 лет. В группе создана предметно-развивающая среда, которая обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, обеспечивает свободу выбора.
Знакомство с театрализованными играми начинаю с детьми с трех лет. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывает воспитатель. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Занимаясь с детьми, стремлюсь вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности.
Итогом совместной работы стали:
– развитие положительных и отрицательных эмоций дети показали в театрализованной игре «В гости к колобку»;
– интегрированное занятие «Кот Котофей приглашает».
Важную роль в театрализованной деятельности играет воспитатель. Необходимо, чтобы он не только выразительно читал или рассказывал «что-либо», но и был готов к любому превращению, то есть владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.
Исходить нужно из того немаловажного условия, разумеется, что все работники дошкольных учреждений сохранили в какой-то мереумение по-детски радоваться жизни, в некоторой степени наделены чувством юмора. К тому же радостное настроение возникает у взрослых нередко как бы само по себе, просто в результате контакта с детьми в течение проведенного совместного дня.
Музыкально-таетрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.
Сказка «Репка» – Дедка репку посадил
Дедка репке говорил:
«Ты расти расти большая
Стань богатым урожаем…»
«Пришла коляда, отворяй ворота»
«Колядки»
Музыкальная сказка - это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создает необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы.
На родительском собрании я рассказало об идеи создать театральный кружок, объясняя для чего это нужно, просила помочь. Совместными усилиями родителей, воспитателей и самих детей была оформлена гримерная, костюмерная, сцена. Мы приступили к изготовлению кукол и других атрибутов для кружка, которой мы назвали «В гостях у сказки».
Я использовала упражнения на развитие воображения, предлагала домашние задания, которые требовали совместного творчества детей и родителей, задания для развития танцевального и игрового творчества.
Наилучшие отклики получили такие музыкальные развлечения :
– «Теремок»
Сначала сказку «Теремок» мы показывали как настольный театр. Здесь могут проявиться любые таланты и способности, здесь пригодятся все те, кто умеет играть на музыкальных инструментах, петь, шутить, изображать, придумывать и передразнивать. Главное здесь – разносторонность.
– «Колядки»
Озорные стихи, веселые истории, сценки, игры и ведущий скоморох позволяли не только позабавить детей, но и разбудить их фантазию, творческую инициативу.
А также выступления на выпускных вечерах, шефские концерты в АПНИ, ДИПИ, концерты для родителей, инсценировки для детей других групп.
Мы предусматриваем участие всех детей: одни читают стихи, поют песни, разученные на музыкальных занятиях; другие демонстрируют свою силу и ловкость; третьи участвуют в инсценировках, плясках, играх, хороводах.
Также осуществляем еще и дифференцированный подход – нельзя выбирать для выступления только «способных», «талантливых» детей. Следует продумать, как сделать активными участниками и тех, кто по какой-либо причине что-то плохо усвоил, застенчив, неактивен.
В процессе музыкально-театрализованной деятельности формируются не только творческие способности, но и доступные пониманию дошкольников представления о себе, как о члене коллектива, о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях, культурных ценностях и традициях.
Дети побывали
А после экскурсии на конноспортивный комплекс, в «живой» уголок при ДДТ, от непосредственного общения с животными
у детей появился интерес к животным, желание заботиться о них, любить, ухаживать (у некоторых возникло желание завести животное дома).
Проведенная работа подтвердила целесообразность выбранного мною направления:
– речь детей стала более связной, выразительной, расширился их словарный запас, они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать, у детей появился интерес к театру и к искусству вообще
– музыкально-театрализованная деятельность способствует развитию творческого потенциала, обогащает эмоциональный мир детей, развивает художественные способности и личность ребенка.
Результаты моей работы таковы:
– дети стали активнее использовать в свободной деятельности игры-драматизации, более эмоционально и выразительно исполняют роли, песни, танцы, стихи
– у детей ярче проявляются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, доброта)
– активно развиваются творческие способности в других видах деятельности – в свободном рисовании (слайд рисунки, сочинении сказок, историй, танцев, стихов и т. д.
Слайды
– совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектакля даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть застенчивость и зажатость.
Работая много лет в этом направлении, я считаю, что в полной мере выполняю одну из главных задач воспитателя – ежедневное счастливое пребывание в детском саду. Я чувствую свою востребованность, испытываю радость от того, что могу сделать каждый новый день для детей интересным и содержательным благодаря театрализованной деятельности.