Кристина Амбарцумян
Детское чтение — один из факторов формирования читательской грамотности
На сегодняшний день, в век новых информационных технологий, роль книги в российском обществе изменилась.
(Согласно глобальному исследованию, проведенному международным институтом маркетинговых и социальных исследований GfK в 2017 году, 59% россиян читают каждый день или хотя бы раз в неделю, но это второй показатель в мире после Китая.)
Сейчас россияне сохраняют некоторый стабильный уровень интереса к литературе, хотя литературной империей сегодняшняя Россия не является (К сожалению, почетное звание «самой читающей страны» в настоящий момент утрачено). Не только Россия, но и мир становятся менее литературоцентричными: книгам приходится конкурировать в битве за внимание с компьютером, мобильными гаджетами, YouTube и миллионами веб-страниц. Интерес к чтению снижается по всему миру, и тут Россия, увы, в тренде.
Публикация «Детское чтение — один из факторов формирования читательской грамотности» размещена в разделах
Формирование общечеловеческих ценностей, нравственное становление и совершенствование личности, воспитание душевной тонкости и богатства чувств, формирование чувства прекрасного происходит под влиянием литературы. Естественно, хорошей литературы.
Несомненна роль художественной литературы в развитии и совершенствовании речи: чем больше словарный запас, тем больше возможностей для выражения своих мыслей, чувств, а следовательно, взаимопонимания.
Что же мы наблюдаем сегодня? Очень часто слышим бедную, невыразительную и даже безграмотную речь. Эмоциональная глухота и, как следствие, неумение конструктивно общаться, правильно выстраивать взаимоотношения, иными словами, недостаток или полное отсутствие эмоционального и социального интеллекта, «упрощение» мыслей, чувств, ума.
Потеря интереса к книге является проблемой государственной значимости. Об это свидетельствует утверждение концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ.
Огромный потенциал для изменения всего этого заключен в литературе. Любовь к литературе, книге, несомненно, необходимо воспитывать с дошкольного возраста. «Все мы родом из детства»,- сказал французский писатель Антуан Сент – Экзюпери. Именно художественная литература - важный фактор развития речи, мышления, эмоционально – волевой сферы, формирования фундамента моральных принципов и нравственной культуры.
Дошкольный возраст – важный этап развития и воспитания личности. В этот период происходит становление речи и её формирование, ребёнок усваивает звуки родного языка, учится правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Фольклорные, авторские произведения разных жанров позволяют решать в комплексе очень важные задачи.
«Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», - сказал В. А. Сухомлинский. Художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе. В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».