Полина Ефанова
Детско-родительский проект «Будущий первоклассник»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-ролевой, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Постановка проблемы:
Общеизвестно, что практически все первоклассники в начальный период обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно. Целенаправленная работа по ознакомлению будущих первоклассников со школой позволит ребенку почувствовать себя более уверенно на пороге школы.
Публикация «Детско-родительский проект „Будущий первоклассник“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Цель проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к предстоящему обучению в школе.
Повысить уровень индивидуального развития. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Объединить усилия педагогов и родителей по подготовке детей к школе через консультации и дружеские встречи.
Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком – будущим школьником
Принципы реализации проекта :
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников ;Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Основная образовательная область: «Социализация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура»,«Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи проекта :
-расширить знания о школе;
- создать позитивное отношение к обучению в школе;
-стимулировать познавательную активность;
- развивать творческие способности коммуникативные навыки детей, воображение, любознательность, уверенность в своих силах;
-найти сведения о школе в художественной литературе ;
-воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредствам сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
-проводить педагогическое просвещение родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школьному обучению.
Ожидаемый результат:
- наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
- сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
- эмоционально положительное отношение к школе.
-повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки, благоприятное течение адаптационного школьного периода.
-сохранение семейных ценностей и традиций;
-возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений.
Срок реализации проекта : Апрель-май 2016года.
Актуальность проекта :
Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребёнок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники.
Но при всём уважении к родительским хлопотам можно с уверенностью сказать, что у будущего школьника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.
Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребёнок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь.
Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребёнка. В качестве основных проблем, с которыми ему придётся столкнуться в школе, можно выделить:
-смену режима дня и питания,
-смену воздушного режима (пребывание в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду,
-непривычно высокий уровень шума на перемене,
-увеличение времени, проводимого без движения, сидя за столом;
-смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован на опеку, похвалу и защиту) ;
-необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании;
-необходимость организовать своё рабочее место за партой;
-требования правильно реагировать на звонки с урока на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;
-необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;
-возможный неуспех в деятельности;
-увеличение объёма интеллектуальной нагрузки.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ.
В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольный период.
Этапы работы над проектом :
I этап – диагностико — аналитический (март)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (апрель-май 2016 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2016г.)
Создание родителями презентации «Как я был первоклассником»
Создание фото- газеты «наши мамы и папы первоклассники!»
Родительское собрание «скоро в школу».
Выпускной бал «Фабрика звезд».
Оформление папки с материалами проекта.
Поэтапный план реализации проекта :
Этапы реализации проекта
Мероприятия
Задачи
1 этап
диагностико — аналитический -Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе.
- Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы.
-консультации с родителями «Что происходит с ребенком при поступлении в школу»
Изучение методической литературы, сбор информации, составление плана работы над проектом.
Выявление представлений о школе и учебной деятельности.
2 этап реализация проекта
Беседа на тему"Что я знаю о школе? ".
расширять знания детей о школе.
Беседа "Зачем надо учиться? ".
-развитие осознанного отношения к учебе;
-воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни;
-способствовать развитию мышления и творческой активности учащихся.
Беседа «Школа –новый дом»
-познакомить детей с распорядком жизни в школе (урок, перемена, звонок) .Закрепить знания правил поведения на уроке и в школе.
Решение проблемных ситуаций : «Мне трудно!», «Переменка», «Я хочу играть!»
Помочь лучше подготовиться к школе.
Встреча-беседа с бывшими выпускниками, сегодняшними школьниками
Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь.
Просмотр мультфильмов:
«Опять двойка», «В стране невыученных уроков», «Вовка в тридесятом царстве», «Как верблюжонок и ослик в школу ходили», «Чебурашка идет в школу».
Обобщение знаний о школе, умение слушать и выделять смысл увиденного.
Чтение художественной литературы:
Сказки М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки»,
М. Ясона «Подходящий угол», «В. Орлова «Что написано в тетрадке»,
Головкина «Не везет»,
В. Драгунский «Денискины рассказы»,
В Воронкова «Подружки идут в школу»,
Алексин «Первый день». Стихотворения :
Г. Шалаева «Учитель», М. Бородецкого «Первоклассник»,
М. Садовского «Первое сентября», А. Барто «В первый класс».
Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе. Умение слушать и выделять смысл произведения,развитие связной речи,. обобщение знаний о школе.
Загадки о школе и школьных принадлежностях.
Развитие связной речи; ,познавательной активности; закрепление умения классифицировать предметы; расширение знаний об окружающем мире.
Целевая экскурсия в школу (знакомство с учителями,классом, спортивной площадкой)
Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.
Упражнять в составлении рассказа, развитие связной речи, умения передавать впечатления и эмоции от посещения «Школы».
Сюжетно-ролевые игры «Школа» «Магазин. Школьные товары»
Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Дидактические игры : «Школа», «Школа наоборот», «Собери портфель»
Закреплять знание детей о том, что нужно первокласснику для учёбы в школе; воспитывать желание учиться в школе, собранность, аккуратность.
Презентация родителей «Как я был первоклассником»
Создание фото- газеты «наши мамы и папы первоклассники»
Создание позитивного отношения к обучению в школе, помощь в школьной адаптации; Вовлечение родителей в жизнь группы. Показать на примере родителей, что они тоже были первоклассниками.
Рисование «Моя будущая учительница», «Моя школа», «Что тебе понравилось в школе» раскрашивания рисунков на школьную тематику.
Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику.
Оформление уголка школьника
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Способствовать развитию интереса воспитанников к школе.
Коллективная аппликация «Моя будущая школа» Развивать фантазию, мышление, умение работать в коллективе.
3 этап
итоговый
выставка рисунков на тему"моя школа",
фото- выставка «Наши мамы и папы первоклассники»,
папка проекта"Будущий первоклассник",
уголок"Будущий первоклассник",
пакет рекомендаций для родителей.
Выпускной бал «Фабрика звезд». Расширить у детей знания о школе; создать позитивное отношение к обучению в школе. Вовлечение родителей в жизнь группы. Повышение родительской компетентности в вопросах пред школьной подготовки.
Работа с родителями :
консультация «Психологическая готовность детей к школьному обучению»,
Индивидуальные беседы «Снятие тревожности у детей и родителей»
Памятка для родителей «Подготовка детей к школе»
Беседы с родителями «10 советов родителям будущих первоклассников»
Родительское собрание «Скоро в школу»
Фото- выставка «Наши мамы и папы первоклассники»
Рекомендации родителям будущих первоклассников «Вопросы и ответы»
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
Практическая значимость проекта «Будущий первоклассник» в детском саду заключается в разработке и подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы.
В ходе реализации проекта планируется тесное взаимодействие педагогов и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволил обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «Будущий первоклассник», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. Наш проект направлен в первую очередь на развитие личностной готовности к школе, мотивационной готовности детей и помощи родителям в новой ступени развития.