Валентина Филатова
Детско-родительский клуб «Читаем, беседуем, познаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский клуб «Читаем, беседуем, познаем».
Актуальность выбранной нами темы обусловлена тем, что ориентация современной педагогики на гуманизацию воспитательного процесса выдвигает в число проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остра эта проблема в отношении старших дошкольников, так как, по данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста затруднен. Это обусловлено незрелостью их эмоционально-волевой сферы, отставанием в формировании системы социальных отношений, возрастной идентификации, проблемами семейного воспитания.
Публикация «Детско-родительский клуб „Читаем, беседуем, познаем“» размещена в разделах
Сфера коммуникации - необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В современных условиях, когда напряженностью и стабильностью характеризуются все сферы жизнедеятельности субъекта, конструктивно- коммуникативная деятельность приобретает особую значимость. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Именно поэтому коммуникативные умения - это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Многочисленные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности необходимо начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка - дошкольника и школьника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.
Принципиальный подход к решению данной проблемы рассмотрен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных умений детей является одной из приоритетных задач общеобразовательных учреждений, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня коммуникативных умений субъектов общения.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
В последние годы усилилось внимание к семье как объекту исследования, и были получены данные, позволяющие углубить характеристику этого важнейшего социального института воспитания. Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Проблема взаимодействия с родителями всегда была предметом внимания любого цивилизованного общества. Ею занимались выдающиеся педагоги исследователи Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский и др. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятелей образования: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого. Воспитанию, образованию и развитию детей в дошкольном образовательном учреждении посвящены исследования М. И. Лисиной, Д. Б. Эльконина. Исследования Л. И. Божович, Н. Ф. Виноградовой, А. В. Запорожца, показали, что семье необходима помощь на всех этапах дошкольного детства, для этого в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия.
В «Законе об Образовании» указывается что, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. В соответствии с Законом РФ “Об образовании”, “Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях” одной из основных задач стоящих перед детским садом является “взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка”
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы и т. д.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается
как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение её ценностей и смысла.
В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению в контексте предшкольного образования. Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи мышления. Именно поэтому в стандартах, обязательных при реализации основных образовательных программ начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве одного из ведущих показателей коммуникативных умений. Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен.
Постепенно у детей вырабатывается изобретательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Так как в современных условиях деятельности дошкольного образовательного учреждения приоритетным направлением является работа с родителями и взаимодействие с семьей, то данные тенденции, происходящие в жизни общества, нельзя оставлять без внимания. Поэтому назрела необходимость обновления такого важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – как работа с семьей.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.
Именно по этой причине основной нашей задачей стало организовать клуб «Читаем, беседуем, познаем» через который сможем привить любовь детей к художественному слову, уважение к книге, а через литературных героев привить интерес к личностному самоопределению.
Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Цель семейного клуба : организация детско-родительского клуба «Читаем, беседуем, познаем» для создания единого образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Основные задачи семейного клуба :
- вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;
- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения;
- установление контакта с семьей, оказание помощи родителям в преодолении барьера восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста.
- установление доверительных отношений между детьми, родителями и воспитателями.
- объединение их в одну команду.
- расширение форм работы с родителями.
Продуктивная деятельность в кружке «Читаем, беседуем, познаем» для родителей: участие в познавательном развитии детей через совместные мероприятия, конкурсы, праздники. Семья занимает центральное место в формировании личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным членом общества. Специалисты учреждения оказывают родителям профессиональное содействие и личностную поддержку, обращая внимание родителей на их приоритетность в воспитании детей.
Основные функции клуба :
- информационно-образовательная (приобщение детей и взрослых к чтению художественной литературы);
- организационно-коммуникативная (позволит общаться родителям с педагогами и другими специалистами, между собой, учиться общаться с ребенком в процессе совместной деятельности и досуговых мероприятий, посещение библиотек, театра);
- социально-терапевтическая (создание позитивного настроения, поддержка в трудных жизненных ситуациях, профилактика стрессов, депрессий через содержательный семейный досуг).
Деятельность клуба осуществляется на основе дифференцированного подхода – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи и индивидуального подхода с учетом возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.
Принципы работы клуба :
• целенаправленность - привлечение к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений;
• плановость, системность - последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным;
• сознательности, активности и дозированности – сознательное отношение родителей и детей к предлагаемым занятиям, получаемой информации;
• стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми;
• доброжелательность, открытость и партнерство - объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.
Ожидаемые результаты:
• повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;
• формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
• оптимизация детско-родительских отношений;
• сохранение семейных ценностей и традиций;
• возрастание интереса родителей к работе ДОУ, воспитанию детей, улучшению детско-родительских отношений;
• рост удовлетворенности родителей педагогами, специалистами ДОУ в целом.
• перевод родителей в позицию партнеров.
Таким образом, можно сделать вывод, что детско-родительский клуб является эффективной формой организации взаимодействия ДОУ с родителями дошкольников. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Все это способствует расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
Список литературы
1. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагога ДОУ с родителями. - М. :ТЦ Сфера, 2009.-128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)
2. Амосов Н. М. Страна детства [Текст] / Н. М. Амосов, Л. А. Никитина. – М. : Знание, 1990.
3. Вертохвостова, Г. А. Концепция управления образовательным учреждением [Текст] :
пособие / Г. А. Вертохвостова. – Кемерово: Изд-во
4. Гладкова Ю. А., Баринова Н. М. Технологии педагогического общения с родителями. // Справочник старшего воспитателя, 2010.-№2. с. 36
5. Микляева Н. В., Осечкина Л. И. Инновационные формы взаимодействия семьи и детского сада : Семейный и Родительский клубы. Родительская академия: Сб. науч. ст. по материалам круглых столов, посвященных Году семьи / Под общ. ред. Л. И. Осечкиной, Н. В. Микляевой. М., 2008.
5. https://zakonobobrazovanii.ru/glava-4/statya-44
Закон Российской Федерации «Об образовании».