Елена Щипачева
Детский исследовательский проект «Загадочная пыль»
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие»
Экспериментально-исследовательская работа
«Загадочная пыль»
Руководитель: Щипачёва Е. Д.
«Здоровье - бесценный дар природы.
Оно даётся, увы, не навечно, его надо беречь».
И. П. Павлов
1. Название проекта : «Загадочная пыль»
2. Тема проекта : «Познавательное развитие».
3. Тип проекта : «Краткосрочный»
4. Сроки реализации: январь - февраль 2020г.
Направленность
Публикация «Детский исследовательский проект „Загадочная пыль“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Данный проект направлен на творчески работающих педагогов ДОУ пытавшихся активно использовать проектные методы в практике воспитания и обучения детей по теме «Познавательное развитие».
Актуальность:
Актуальность исследования пыли определяется тем, что она является нашим «неизбежным» соседом и активно влияет на все биологические объекты, в том числе и на человека. Посмотрите на луч солнечного света, пробившийся в ваш дом, и вы увидите, сколько пыли буквально висит в воздухе даже после генеральной уборки. Когда мы убираемся в доме, то часто начинаем чихать. Говорят, что это от пыли. Для окружающих очень опасны выхлопные газы машин, дым из труб ТЭЦ. Нам стало интересно, вредна ли для человека пыль? Какая пыль вреднее – домашняя или уличная?
Новизна
Впервые проводится более углубленная работа по знакомству детей со свойствами пыли, ребёнок проводя исследование на предмет загрязнённости, в проекте использует личные наблюдения, изучает состав пыли, исследует пыль на предмет пользы и вреда для жизни и здоровья человека.
Цель исследования :
• определить, от чего зависит уровень запылённости в квартире и на улице
• какие болезни может вызвать пыль.
Гипотеза:
Предположим, что пыль появляется при определенных условиях.
Cуществуют ли способы борьбы с нею.
Возможны ли случаи, когда пыль полезна.
Задачи исследования :
- познакомиться с научной литературой по теме.
- узнать, что такое пыль;
- какую опасность или пользу представляет пыль;
-как с ней бороться.
Интеграция областей
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физкультурно- оздоровительное развитие
Социально- коммуникативное развитие
Тип проекта : Краткосрочный
Практическая значимость
Данный проект можно использовать в любом детском саду и в практике семейного воспитания.
Методы исследования : изучение литературы и теоретических источников по теме; поиск информации во всемирной сети Интернет; анкетирование; наблюдения, исследования.
Опрос детей подготовительной группы «Опасна ли пыль?», «Из чего она состоит?»
Мы выяснили, что они имеют неполное представление и о влиянии загрязненности воздуха на здоровье человека и о том, что нужно сделать, чтобы воздух стал чище.
Проблема
По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения в начале 21 века самыми распространенными заболеваниями человека являются аллергические заболевания, бронхиальная астма, сердечно- сосудистая система. Считается, что в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30%. Причем эти заболевания настигают людей везде: на улицах, в помещениях. Оказывается, пыль может содержать в своем составе частицы, вызывающие аллергические реакции у людей, предрасположенных к этим заболеваниям.
Работа по реализации проекта предполагает 3 этапа.
1- подготовительный: поставлена цель и задачи, определены методы работы, предварительная работа с детьми и их родителями, воспитателями, выбор материалов и оборудования.
2- исследовательский : поиск ответов на поставленные вопросы (проведение различных мероприятий согласно перспективному планированию).
3- обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Результатом исследования стали, следующие рекомендации по борьбе с пылью :
1. Обязательная смена обуви, так как она значительно уменьшает содержание пыли в детском саду и дома, поскольку не содержит уличной грязи;
2. Проветривать помещения как можно чаще;
3. Проводить только влажную уборку;
4. Не бегать в группе, так как при этом поднимаются частички грязи и пыли, которые плохо влияют на здоровье;
6. Игрушки следует мыть один раз в неделю
7. Обязательно иметь в помещениях комнатные растения.
Основными принципами реализации проекта являются систематичность работы по познавательному развитию, взаимосвязь занятий по ознакомлению с окружающим миром природы, художественной литературой, игровой деятельностью; труд, сотрудничество взрослых и детей. Проект позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса: детей, педагогов, родителей воспитанников.
Учебный материал соответствует возрастным особенностям детей и рассчитан на 1 месяц.
Формы и методы работы
Использовала следующие формы работы:
ООД индивидуальные и коллективные.
Беседы
Методы работы с детьми:
Практический метод
Рассказ, демонстрация наглядного материала.
Поисковая и исследовательская работа.
Предполагаемый результат
1. Повышение познавательного уровня развития детей по теме проекта.
2. Увидеть продуктивную деятельность детей.
3. Оформление фотоальбома «Борьба с пылью».
4. Презентация проекта.
Работа по данной теме спланирована по блокам.
1 блок: «Познавательное развитие»
ООД «Чистота- залог здоровья»
Цель: Закрепить и расширить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Развивать мышление и память. Исправлять речь детей. Воспитывать неприязнь к грязнулям, умение видеть непорядок во всем и устранять его.
«Рассказы о вреде пыли»
Цель: Познакомить детей с переносчиками заболеваний входящие в состав домашней пыли.
«О пользе пыли»
Цель: Рассказать о пользе пыли из внешней среде
2 блок: «Речевое развитие»
«Придумай сказку про вредную Пылинку».
«Придумай сказку про хорошую Пылинку».
Чтение сказки «Федорино горе»
3 блок «Социально –коммуникативное развитие»
Сюжетно –ролевая игра
«Семья. Мамина помощница»
Цель: Закрепить умение самостоятельно распределять роли. Воспиывать уважение к труду взрослых.
Беседа о здоровье.
Цель: Рассказать о роли чистоты для сохранения здоровья, сформировать правила поддержания чистоты и порядка.
4 блок «Физкультурно –оздоровительное развитие»
Спортивные упражнения «Ходьба на лыжах», «Катание на санках»
Цель: Способствовать двигательной активности детей на свежем воздухе.
Перспективный план работы с детьми
Формы работы сроки
НОД «Чистота- залог здоровья»
Беседа
«Рассказы о вреде пыли»
«О пользе пыли»
«Беседа о чистоте»
Чтение художественной литературы:
«Чистюля-енот»
«Муха- надоеда»
«Федорино горе»
«Мойдодыр»
Инсценирование басни Толстого Л. Т. «Волк в пыли»
Самостоятельное составление сказок.
Разучивание стихов про пыль
Исследовательская деятельность :
-Сбор образцов пыли
(домашней и из внешней среды)
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Заключение.
В результате проведенных исследований мы выяснили, что пыль – самый верный и постоянный спутник человечества. Мы не нашли способа победить пыль. Она будет всегда, либо это –полезный и вредный одновременно элемент нашей жизни и всего того, что нас окружает. Также на основе полученных данных, можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась: польза от пыль есть.
Пыль – часть нашей жизни.
Мы с ребятами довольны своей работой. Мы поняли, что в природе много тайн, которые открывают только любознательные.
Содержание работы с родителями.
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
2. Домашние задания для родителей и детей (сбор образцов пыли, выполнение экспериментов).
3. Чтение сказок с детьми.
Список используемой литературы
4. Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х томах. – М. : Мир, 1993. 4.«Наука и жизнь» №6, 88; №7, 84; №2, 85.
6. Влияние пыли на здоровье. — 2012 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https://www.tribuna.ru/publications/domashnjaja-pyl.html
7. Домашняя пыль. Анализ и состав домашней пыли. Пылевые клещи. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https://dobro-est.com/zdorove/domashnyaya-pyl-sostav.html
8. Состав домашней пыли [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL : https://www.devushkam.su/health/parts_house_dust.html