Алла Швед
Детский фольклор
▼ Скачать + Заказать документы
) Фольклор - это словесное искусство, включающее в себя: пословицы, частушки, сказки, легенды, мифы, притчи, скороговорки, загадки, героический эпос, былины, сказания и прочее.
(3слайд) Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
Публикация «Детский фольклор» размещена в разделах
Актуальность работы заключается в том, что сегодня детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т. е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, фольклорные тексты, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
Цель данного исследования –рассмотреть различные классификации детского фольклора.
К детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.
Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.
Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы: произведения, связанные с игровыми действиями:
(4 слайд) Скороговорки или чистоговорки - быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Они сочетают однокоренные или созвучные слова.
(5 слайд) Пестушки - это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца впервые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать — «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках».
(6 слайд) Потешки – это песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками
Жеребьевки - это сговорка появляется, когда играющим на до разделиться на две партии. Это рифмованное обращение к «мат кам», главам обеих партий.
(7 слайд)Считалка - рифмованный стишок, состоящий по боль шей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто стро гим соблюдением ритма.
2 произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий: Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить — «говорить». Старинное значение этого слова — «шептать, за говаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заго ворной поэзии. В песнях, назначение которых убаюкать ребят, ритмика и звуковое «оформление» соответствуют покачиванию и скрипу зыбки
Заклички произошли от слова за кликать — «звать, просить, приглашать, обра щаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам. При случае детвора выкрикивает слова закличек нараспев хором - это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам и т. д.
Прибаутки - это песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.
Небылицы, небылицы-перевертыши - это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений
Существует и другое деление фольклорных жанров, которое зависит от объема произведения. Так к большим фольклорным жанрам относятся сказки, легенды, былины, исторические песни, народный театр, а к малым –частушки, загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, скороговорки, частоговорки.
Более подробно рассмотрим малые фольклорные жанры
Загадка – происходит от слова «гадати» - думать, рассуждать. Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения
Поговорка– «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы» - это определение Даля. Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.
Песни подблюдные, масленичные, протяжные лирические (любовные, семейно-бытовые, о рекрутчине и солдатчине, удалые (разбойничьи, исторические, балладные, игровые хороводные и плясовые и т. д., в зависимости от народного праздника.
Пословица- это краткие изречения, содержащие вывод из наблюдений над окружающим. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.