Приложение МААМ

Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях

Светлана Олейникова
Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

«Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно – нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях в детском са

ду»[/b]

Муз. руководитель Олейникова С. С. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142»

Публикация «Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах

В своём высказывании Л. Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям общества, учить детей правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции, его историю, обычаи, культуру своей Родины. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности.

Слово «фольклор» означает – народная мудрость.

Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Детский фольклор –это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ в доступной и веселой форме развить и воспитать малышей. Колыбельные - это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность. Но по средствам колыбельной песни становится причастным к этому миру. В работе с детьми раннего возраста, я активно использую фольклор : потешки, пестушки, прибаутки, песенки, сказки. Они не только окрашивают занятие, но и помогают решать многие музыкальные задачи. Для меня важно, чтобы малыши с первых музыкальных занятий, научились понимать меня, повторять за мной простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста, я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела.

Кто там в зеркале сидит? Кто там в зеркало глядит?

Это я, это я и головушка моя.

Лобик, лобик тебя знаю, им я шишки набиваю,

Глазки, глазки я вас знаю, с вами мир я изучаю.

(автор слов М. Федорова)

Ребенок раннего возраста познает мир с помощью взрослого. Обучение с малышами возможно только в том случае, если затронуты его эмоции. А где ребенок возьмет эмоции? Конечно только в игре. А игрушки на занятиях просто жизненно необходимы! И когда ты достаешь игрушки, дети с восторгом играют.

Очень нравится детям игра “Ежик в гости приходил”. Цель игры: познакомить детей с музыкальными инструментами погремушка, колокольчик, бубен. Использую р. н. музыку “Ах, вы сени”

Ежик в гости приходил, погремушку приносил,

Ты греми, греми, греми, погремушечка греми!

Ежик в гости приходил, колокольчик приносил.

Ты звени, звени, звени колокольчик наш звени!

Ежик в гости приходил, бубен звонкий приносил,

Ты стучи, стучи, стучи, бубен звонкий наш стучи!

Особое внимание заслуживает игра на ложках. Раньше на Руси ложку называли по – разному: хлебалка, шевырка, едалка. Конечно, детей умиляют, удивляют и забавляют такие названия и сейчас считалось бы баловством назвать так ложку. Люди, которые изготавливали ложки назывались ложкари. Параллельно знакомимся с пословицами и поговорками понятными детям. «Ложкой моря не исчерпаешь», «Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать», «Бочка мёду, а ложка дёгтю всё испортит». На следующем этапе знакомимся и разучиваем песни о русской ложке. Перед тем как начать играть на ложках мы обращаем внимание, что у ложки есть ножка и щёчка, почти как у нас. Исполняя песни «Ложка русский сувенир», «С весёлыми ложками танцуют матрёшки», «Ложкари» и т. д. – ложка главный атрибут, инструмент в руках у ребят. Постепенно знакомимся с видами игры на парных ложках. Ведь деревянные ложки используются в наше время не для еды, а всё больше, как ударный инструмент. Ребят захватывает работа с ложками и они уже знают, что ложки умеют «танцевать», «скакать», «пружинить», «цокать» и даже «целоваться». Ложки звучат, ударяясь друг о друга и отскакивая от разных частей тела: ладонь, предплечье, плечо, голень, внешняя сторона пятки, живот, ключица, бедро. Одновременная игра на ложках, проговаривание в это время стихов или пропевание песенки в определённом ритме и темпе, сочетая в себе крупную моторику, логоритмику + внутренний метроритм, даёт отличные импульсы головному мозгу и активизирует крепкие нейронные связи. Такая работа будет особо значима с детьми ОВЗ и ЗПР, не говоря уже о нормотипичных детях. Любимая игра у детей «Повторяшки». (В неё немного и поиграем.) Это неоценимый вклад в активацию мозга и рече двигательного аппарата.

Интерес к детскому музыкальному фольклору, и фольклору в целом, возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Экскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольниковЭкскурсия в храм как часть духовно-нравственного воспитания дошкольников Нужно ли водить детей в храм? В настоящее время становится все больше таких вопросов. Молодые родители крестят своих детей по традиции,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 11:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Олейникова (УИ 403488) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД