Светлана Олейникова
Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
«Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно – нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях в детском са
ду»[/b]
Муз. руководитель Олейникова С. С. МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 142»
Публикация «Детский фольклор и игра на ложках как средство духовно-нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В своём высказывании Л. Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка. Заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям общества, учить детей правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Сознание формируется с помощью погружения ребенка в традиции, его историю, обычаи, культуру своей Родины. Современным детям необходимо знать свои корни, истоки. Именно это знание помогает им состояться как личности.
Слово «фольклор» означает – народная мудрость.
Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Детский фольклор –это не только возможность прикоснуться к истории, но и способ в доступной и веселой форме развить и воспитать малышей. Колыбельные - это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится, придя в этот мир. Малыш еще не умеет говорить, понимать окружающую действительность. Но по средствам колыбельной песни становится причастным к этому миру. В работе с детьми раннего возраста, я активно использую фольклор : потешки, пестушки, прибаутки, песенки, сказки. Они не только окрашивают занятие, но и помогают решать многие музыкальные задачи. Для меня важно, чтобы малыши с первых музыкальных занятий, научились понимать меня, повторять за мной простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста, я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела.
Кто там в зеркале сидит? Кто там в зеркало глядит?
Это я, это я и головушка моя.
Лобик, лобик тебя знаю, им я шишки набиваю,
Глазки, глазки я вас знаю, с вами мир я изучаю.
(автор слов М. Федорова)
Ребенок раннего возраста познает мир с помощью взрослого. Обучение с малышами возможно только в том случае, если затронуты его эмоции. А где ребенок возьмет эмоции? Конечно только в игре. А игрушки на занятиях просто жизненно необходимы! И когда ты достаешь игрушки, дети с восторгом играют.
Очень нравится детям игра “Ежик в гости приходил”. Цель игры: познакомить детей с музыкальными инструментами погремушка, колокольчик, бубен. Использую р. н. музыку “Ах, вы сени”
Ежик в гости приходил, погремушку приносил,
Ты греми, греми, греми, погремушечка греми!
Ежик в гости приходил, колокольчик приносил.
Ты звени, звени, звени колокольчик наш звени!
Ежик в гости приходил, бубен звонкий приносил,
Ты стучи, стучи, стучи, бубен звонкий наш стучи!
Особое внимание заслуживает игра на ложках. Раньше на Руси ложку называли по – разному: хлебалка, шевырка, едалка. Конечно, детей умиляют, удивляют и забавляют такие названия и сейчас считалось бы баловством назвать так ложку. Люди, которые изготавливали ложки назывались ложкари. Параллельно знакомимся с пословицами и поговорками понятными детям. «Ложкой моря не исчерпаешь», «Нечего хлебать, так дай хоть ложку полизать», «Бочка мёду, а ложка дёгтю всё испортит». На следующем этапе знакомимся и разучиваем песни о русской ложке. Перед тем как начать играть на ложках мы обращаем внимание, что у ложки есть ножка и щёчка, почти как у нас. Исполняя песни «Ложка русский сувенир», «С весёлыми ложками танцуют матрёшки», «Ложкари» и т. д. – ложка главный атрибут, инструмент в руках у ребят. Постепенно знакомимся с видами игры на парных ложках. Ведь деревянные ложки используются в наше время не для еды, а всё больше, как ударный инструмент. Ребят захватывает работа с ложками и они уже знают, что ложки умеют «танцевать», «скакать», «пружинить», «цокать» и даже «целоваться». Ложки звучат, ударяясь друг о друга и отскакивая от разных частей тела: ладонь, предплечье, плечо, голень, внешняя сторона пятки, живот, ключица, бедро. Одновременная игра на ложках, проговаривание в это время стихов или пропевание песенки в определённом ритме и темпе, сочетая в себе крупную моторику, логоритмику + внутренний метроритм, даёт отличные импульсы головному мозгу и активизирует крепкие нейронные связи. Такая работа будет особо значима с детьми ОВЗ и ЗПР, не говоря уже о нормотипичных детях. Любимая игра у детей «Повторяшки». (В неё немного и поиграем.) Это неоценимый вклад в активацию мозга и рече двигательного аппарата.
Интерес к детскому музыкальному фольклору, и фольклору в целом, возрастает с каждым годом. Изучение художественных особенностей отдельных жанров крайне необходимо. Детский фольклор – это ценное средство воспитания человека, гармонично сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни. Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка – гражданина России, патриота.