Ляшенко Леана
Консультация для родителей «Детская самостоятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у ребёнка самостоятельности – одна из главных задач родителей. Совершенно беспомощный новорожденный к 18 годам должен обрести способность заботиться о себе сам. Эта способность не возникает сама собой, для её формирования нужно приложить усилия.
Новорожденный малыш совершенно беспомощен и мама – совершенно естественно! – удовлетворяет все его потребности. Это происходит и когда малышу 10 дней, и когда ему 3 месяца, и когда полгода…
Темочки:
Чтобы начать развивать в ребёнке самостоятельность, мама должна задать себе вопрос: в каком возрасте ребёнок может начать что-то делать сам? За первые месяцы жизни ребёнка мама привыкает удовлетворять все его потребности и осознание того, что начиная с какого-то момента ребёнок может что-то сделать для себя сам, происходит с запозданием.
Что же самое первое ребёнок может делать сам? Сосание не в счёт – это рефлекторное действие, возникающее в ответ на определённые стимулы (запах мамы, прикосновение щёчки к груди, прикосновение соска к нёбу ребёнка, когда мама вкладывает сосок в рот младенцу). Самое первое самостоятельное действие ребёнка – это действие, направленное на получение новых впечатлений. На избавление себя от скуки. Вот висит погремушка. Можно просто на неё смотреть, а можно махнуть ручкой, чтобы задеть её. Она закачается и зазвучит. Это интереснее, чем смотреть на неподвижно висящую погремушку. Простота этого действия скрывает от взрослых значимость момента: ребёнку стало скучно и он сам придумал, как себя развлечь. Можно же было похныкать и тогда подошла бы мама и, может быть, взяла бы на ручки. Или, на худой конец, включила бы мобиль.
Вот мама делает с малышом гимнастику. Берёт за левую ручку и легонько тянет вправо, так, чтобы малыш повернулся сначала на правый бочок, а потом перекатился на животик. В какой-то момент малыш замечает, что если напрячься определённым образом, то можно «помочь» маме и перекатиться на бочок, а потом и на животик, добавив к маминому действию собственное усилие. А через некоторое количество повторений начинает пробовать: а не получится ли повернуться самому, без маминой помощи? И с какой-то попытки – о чудо – малыш перевернулся на животик сам!
Стремление к самостоятельным действиям у детей выражено в разной степени. Ребёнок – далеко не «чистый лист», на котором можно написать всё, что захочешь. Одни детки с рождения более склонны проявлять активность и прилагать усилия, другие меньше. А задача вырастить самостоятельного человека стоит перед всеми родителями. Один ребёнок почти с рождения радостно включается в активность, предлагаемую родителями и стремится поучаствовать во всём сам. Родителям такого ребёнка будет проще воспитать самостоятельного человека. Другой от рождения более пассивен и с удовольствием расслабленно пользуется усилиями родителей, которые производят с ним какие-то манипуляции, и не торопится прилагать собственные усилия, кроме призывного хныканья: «Ну подойдите же ко мне, не видите, что ли, мне скучно -O-»
Первое, на что нужно обратить внимание родителям, которые хотят развивать в ребёнке самостоятельность – на его возможности самостоятельно играть. Возможность занимать себя самостоятельно скачкообразно возрастает в момент, когда ребёнок начинает уверенно сидеть. Его ручки при этом освобождаются для манипулирования предметами.
Именно в этот возрастной период – 6-8 месяцев – родители (как правило мамы) делают первые ошибки, препятствующие развитию самостоятельности. Чаще всего их допускают мамы, стремящиеся развивать своего малыша. Часто такая мамочка (особенно если рядом есть кому помочь с бытовыми делами) старается максимально наполнить время малыша разнообразными совместными занятиями. Она показывает ему предметы, поёт песенки, вовлекает его в игры-упражнения, развивающие крупную и мелкую моторику. При таком подходе у малыша уменьшается количество возможностей просто взять ручками лежащую рядом игрушку, покрутить её, повертеть, постучать ею об пол, попробовать на зуб… все эти нехитрые действия – это самостоятельная активность ребёнка, самые истоки его самостоятельности. Сейчас мама уверена, что делает всё, чтобы разносторонне развивать малыша, но когда ему исполнится 3-4 года она будет растерянно спрашивать: «Почему мой ребёнок совершенно не играет сам? Я же вижу, как его сверстники во дворе сосредоточенно ковыряют совками песок, нагружают самосвалы, делают куличики и «пекут» песочные тортики… а мой хнычет и требует, чтобы я обязательно играла с ним!» В любом дворе можно увидеть мам, которые сидят на скамеечке рядом с песочницей и читают книжку, в то время, как чадо самозабвенно воплощает в песке собственные замыслы и других мам, которых их малыши тянут за юбку с капризным нытьём «Мама, поиграй со мной!»
Детская самостоятельность начинается с умения самостоятельно себя занять. Сначала на пару минут, потом на пять, а потом всё больше и больше.
Чтобы у ребёнка развивалась способность заниматься чем-то самостоятельно, маме нужно немного наблюдательности. Нужно предлагать ребёнку разные занятия и наблюдать: чем ребёнок дольше всего будет заниматься сам? Стучать ложкой? Рвать бумагу? Пытаться надеть колечко на стержень пирамидки? Пытаться поставить один кубик на другой? У любого ребёнка можно обнаружить занятия, которыми он чуть-чуть дольше занимается сам, не требуя внимания взрослого. Пусть эта разница совсем невелика. Например, Вы дали малышу бумагу и он шуршал ею, мял и рвал, в общем, исследовал, - целых 3 минуты. А пытался надеть колечко на пирамидку всего полминуты, потом бросил и пополз к вам. В следующий раз снова дайте ему бумагу и дайте повозиться с ней, не вмешиваясь в его игру. Поищите ещё какие-нибудь занятия и объекты, которые будут удерживать внимание и интерес ребёнка так же или даже подольше.
Продолжается развитие самостоятельности развитием навыков самообслуживания под замечательным девизом, предложенным Леной Алексеевной и Борисом Павловичем Никитиными: «Всё, что ребёнок может делать сам, он должен делать сам!». А задача родителей – постоянно задавать себе вопрос: «А что ещё мой ребёнок уже может делать сам?» Простейшие действия такого рода: уронил – сам поднял, пролил – сам вытер. Уже в года в полтора игрушки вечером должна собирать не мама, а мама вместе с ребёнком. Вовлечь ребёнка в процесс убирания игрушек – воспитательная задача мамы, направленная на развитие самостоятельности. Пока он совсем мал – нужно найти способ превратить это в игру, а когда станет постарше – просто собирать игрушки вместе, причём по мере взросления ребёнка роль мамы должна постепенно уменьшаться, а роль ребёнка – увеличиваться. Важный момент: когда мама начинает вовлекать ребёнка в вечернюю уборку игрушек достаточно рано, то года в 3-4 ребёнок уже воспринимает это как нечто само собой разумеющееся, потому что просто не помнит того времени, когда было иначе. А вот если ребёнку в 3-4 года сказать, что теперь надо убирать игрушки самому (пусть даже и вместе с мамой, то ребёнок – естественно! – будет протестовать. «Как так? Всегда игрушки убирала мама, а теперь почему-то это должен делать я -O-»
Ещё один важный элемент развития самостоятельности – это побуждение ребёнка самостоятельно одеваться. Этому обычно очень способствует известный «кризис трёх лет», когда у ребёнка появляется знаменитое «Я сам!» Тут сама природа пришла на помощь родителям, потому что трёхлетка уже настолько развит в двигательном отношении, что на волне этого стремления к самостоятельности вполне может освоить надевание всех предметов одежды от трусов до куртки и застёгивание всех застёжек от липучек до пуговиц и шнурков. Но мы же всё время торопимся! А ребёнку надо время, чтобы освоить надевание-снимание, застёгивание-расстёгивание. И вместо «Какой ты молодец, как у тебя замечательно получается!» ребёнок слышит «Давай быстрей! Ну что ты копаешься! Давай я сама завяжу, а то опять в садик опоздаем!» Уважаемые родители трёхлетних детей! Я понимаю, что вы не высыпаетесь. Но поймите, что это очень-очень важно: сейчас дать ребёнку возможность самому научиться управляться со всеми предметами одежды. Ставьте будильник на полчаса раньше! А вечером укладывайте детей вовремя и сами ложитесь пораньше! Пожертвовав сейчас 30 минутами сна, буквально через полгода Вы получите ребёнка, который умеет одеваться-раздеваться сам, в том числе, когда Вас нет рядом. Например, в садике на прогулку. Поверьте, эти 30 минут, на которые укорачивается сон, – совсем ненадолго! Ваш малыш научится одеваться быстро и это сэкономит Вам не только нервы («Быстрее, а то я на работу опоздаю!», но и здоровье ребёнку. Потому что зимой, собираясь на прогулку, он как следует завяжет шапку, застегнёт все пуговицы и обувь, пока воспитательница будет в спешке одевать тех, кто сам не умеет.