Ирина Петрова
Детская одаренность и пути ее развития
В настоящее время наука и практика стоят перед необходимостью решения огромного спектра различных задач, одной из которых является воспитание, обучение и развитие детей в дошкольный период детства. B связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования внимание ученых и педагогов-практиков обращается к вопросу развития одаренности у дошкольников [3]. В связи с этим актуализируется проблема организация работы в дошкольном учреждении по развитию одаренности у детей дошкольного возраста.
Публикация «Детская одаренность и пути ее развития» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одаренность является системным, развивающимся в течение всей жизни качество психики, определяющим возможность достижения человеком наиболее высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности, в сравнении с другими людьми [1].
Одаренность у детей может наблюдаться в различных сферах [2]. Выделим некоторые из них (рис. 1) :
Рис. 1. Сферы одаренности
Для эффективности работы по развитию одаренности у дошкольников необходимо в ДОУ реализовывать на личностно-ориентированную модель взаимодействия педагогов и детей, а также соблюдать совокупность принципов (рис. 2).
Рис. 2. Принципы организации работы по развитию одаренности у дошкольников
Нельзя забывать о значительных различиях детской одаренности и одаренности взрослого человека. Процесс развития одаренности у детей может подвергаться разным кризисам и педагогическому воздействию. Поэтому педагогическая поддержка в данном случае выступает одним из важных элементов педагогического процесса, который помогает становлению детской одаренности.
У каждого ребенка отмечается определенный вид одаренности, поэтому педагогу необходимо тщательно продумывать содержательный аспект работы по развитию одаренности у дошкольников в соответствии с их возможностями и видом одаренности. Для этого педагогу рекомендуем разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, которые представляют собой комплекс мероприятий, направленных на развитие определенного вида одаренности у ребенка дошкольного возраста.
Основной индивидуального образовательного маршрута является обеспечение формирования и реализации потребности ребенка в самоактуализации и саморазвитии.
В качестве примера представим ниже индивидуальный образовательный маршрут, разработанный для воспитанника ДОУ, имеющего предрасположенность к спорту, занятиям физической культурой.
ФИО ребенка: Виктория З.
Сроки: сентябрь-декабрь 2020
Образовательная область: «Физическое развитие»
Тема маршрута: «Формирование представлений о здоровье и здоровом образе жизни через разные виды деятельности».
Цель: становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи: дать понятие о здоровье, здоровом образе жизни, ответственности за свое здоровье; способствовать педагогическому просвещению родителей ребенка по вопросам ЗОЖ; развивать умение избегать опасные для здоровья ситуации, воспитывать привычку к здоровому образу жизни (табл. 1, 2).
Таблица 1
Индивидуальный образовательный маршрут на сентябрь
Используемые программы Проведение занятий
(1 раз в неделю) Задачи Работа с родителями Форма проведения итогов
«Играйте на здоровье». Программа и технология физического воспитания. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Беседа «Что такое здоровье?»
Опыт «Наши помощники – органы чувств»
Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой) : «Ладошки», «Погончики», «Насос» и др.
Разучивание физических упражнений для проведения зарядки Расширение представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни.
Формирование представлений у ребенка о важности правильного функционирования органов чувств для человека.
Привлечение ребенка к выполнению дыхательной гимнастики как одного и оздоровительных направлений.
Практическое применение знаний на практике. Обогащение навыков ребенка в выполнении физических упражнений. Консультация «Что такое здоровый образ жизни? Как его сформировать у ребенка?» Проведение зарядки для других детей
Таблица 2
Индивидуальный образовательный маршрут на октябрь
Используемые программы Проведение занятий
(1 раз в неделю) Задачи Работа с родителями Форма проведения итогов
«Играйте на здоровье». Программа и технология физического воспитания. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Беседа «Чистота залог здоровья»
Рассматривание иллюстраций и обсуждение «Витамины вокруг нас»
Создание витаминного салата (из муляжей фруктов и овощей)
Пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом» Формирование представлений у ребенка о важности чистоты как важного аспекта здоровья.
Расширение представлений ребенка о витаминах.
Приобщение ребенка к практической деятельность по созданию витаминного салата, применяя имеющиеся знания.
Оздоровление ребенка посредством использования пальчиковой гимнастики. Папка-передвижка «Будем здоровыми!» Создание фотоальбома «Я и мое здоровье»
Таким образом, развитие одаренности у детей дошкольного возраста осуществляется через реализацию специально разработанных для каждого ребенка отдельно индивидуальных образовательных маршрутов.
Список литературы
1. Бабаева Ю. Д., Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности. – M., 2003. –С. 47-49
2. Колосова Н. В., Титаренко А. В. К проблеме развития одаренности у дошкольников//Вестник науки и образования. – 2017. – № 12. – С. 78-71.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки России от 17октября 2013 года № 1155 // Российская газета. – № 265. – 2013.