Ольга Зиньковская
Консультация для воспитателей «Детская одаренность»
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы в образовании акцентировалось внимание на выявлении и развитии одаренных детей на любом возрастном этапе. Но так как дошкольный период – это возраст интенсивного развития и проявления природных наклонностей и особенностей, то именно на педагогов ДОУ и родителей воспитанников ложится вся ответственность за создание условий для проявления и выявления одаренности у дошкольников.
Как же правильно, педагогически грамотно организовать процесс выявления одаренных детей? Основываясь на своем опыте, мы пришли к выводу, что эту работу необходимо вести поэтапно в трех направления:
1 этап – подготовительный. На этом этапе работа ведется в двух направлениях и нацелена на самого педагога и на родителей. Профессиональное образование воспитателя позволяет осуществлять образовательную деятельность с обычными детьми, развивающимися в соответствии с возрастными нормами. Возникает вопрос: а кто же такие одаренные дети, как их распознать в среде сверстников? Чем же одаренный ребенок отличается от обычного ребенка?
Детская одаренность – одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики. Но где же проходит граница между одаренным ребенком и неодаренным?
В выявлении одаренности у ребенка нельзя опираться лишь на педагогическую интуицию и наблюдение, главным помощником выступает педагогическая диагностика по научно обоснованной методике известных педагогов и психологов. Какими же методиками вооружились мы?
Второе направление подготовительного этапа нацелено на родителей. Для пап и мам их малыш самый умный, самый развитый, самый способный. Слово одаренный родители применяют с осторожностью, потому что каждый взрослый понимает, что одаренность – это исключительность, присущая не каждому ребенку, и для этой исключительности должны быть подтверждения. Каждый ребенок развивается в своем темпе, иногда этот темп убыстряется, происходит скачок в развитии, который родители воспринимают как зарождающийся талант или даже одаренность. Начинается суета вокруг ребенка: его загружает дополнительными занятиями в многочисленных коммерческих студиях, кружках, центрах. В растерянности находятся родители, но главным пострадавшим оказывается ребенок, который не оправдал родительские амбициозные надежды. С самых первых дней работы в данном направлении воспитатель вовлекает родителей в партнерский союз по выявлению и развитию у каждого ребенка заложенных природных способностей и наклонностей, позволяющих в дальнейшем рекомендовать родителям тот или иной кружок или секцию.
В начале проводится педагогическая диагностика по методике А. И. Савенкова по определению общей одаренности детей, которая исследует такие качества личности ребенка как любознательность, способность к прогнозированию, изобретательность, целеустремленность.
Наблюдения за поведением детей позволяет выделить особенности поведения каждого ребенка, его предпочтения определенных видов деятельности.
Художественная одаренность предполагает высокие достижения в искусстве: рисовании, лепке, музыке, хореографии. Ребенок занимается этим с удовольствием, без принуждения и достигает в результате определенных успехов.
Вокальная одаренность диагностируется музыкальным руководителем при наличии хорошего голоса, музыкального слуха, умении понимать и воспроизводить мелодию, обладать чувством ритма.
Интеллектуальная одаренность многогранна, но ее отличительная особенность: пытливость ума и неординарность суждений и выводов. Познавательные интересы ребенка носят устойчивый характер и могут распространяться как на математический раздел, так и на природоведческий.
Коммуникативная одаренность наиболее «заметная» одаренность, но воспринимается педагогом настороженно. Еще ее можно назвать лидерской или социальной одаренностью, так как проявляется у ребенка в умении организовывать игры, совместный труд, одним словом, в умении брать на себя главную роль.
Спортивная одаренность выявляется через устойчивые высокие спортивные показатели, а также подтверждается в стремлении к движению, проявлению воли и выносливости во время тренировок.
Как показывает практика и длительные наблюдения за поведением детей индивидуальные способности ребенка проявляются неравномерно и их выявление необходимо проводить разными методиками разных ступенях развития. То есть, наблюдения за поведением ребенка, его интересами и успехами взрослым необходимо наблюдать на протяжении всего дошкольного детства, чтобы не пропустить раскрывающуюся одаренность или даже просто способность в определенном виде деятельности.
Литература
1. Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствам искусства. — М. : Педагогическое общество России, 1999. — 220 с.
2. Панов, В. И. Одаренность как проблема современного образования [Текст] / В. И. Панов. – Самара, 2007 –477 с.
3. Юнг К. Г. Феномен одаренности//Что такое одаренность :выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты под ред. А. М. Матюшкиной – М. : ЧеРо, МПСИ, 2006 с. 41-55.