Галина Мухина
Детская йога как средство профилактики заболеваний ОДА и снижения уровня тревожности у воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основная проблема, с которой наш детский сад столкнулся в последний год работы, - значительное увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи.
Одной из характеристик таких детей является повышенная тревожность. Кроме того, при работе с детьми из групп ОВЗ мною были замечены следующие особенности их развития: рассеянное внимание, быстрая потеря интереса к занятиям, невозможность определённое время концентрировать внимание на каком – либо предмете, трудности в восприятии материала, проявление агрессии. Помимо перечисленных специфических проблем, глобальной стала проблема малоподвижного образа жизни, в том числе, жизни дошкольников, и как следствие – рост количества заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Публикация «Детская йога как средство профилактики заболеваний ОДА и снижения уровня тревожности у воспитанников ДОУ» размещена в разделах
Проанализировав сложившуюся ситуацию и учитывая большой личный опыт в занятиях йогой инструктора по физической культуре, в нашем детском саду была разработана и внедрена модель реализации рабочей программы по физической культуре с включением в неё йоги для детей и календарно-тематическое планирование (см. Приложение 1). Кроме того, мной составлен комплекс утренней гимнастики для старших дошкольников на основе йоги (см. Приложение 2, который успешно применяется в работе с 2021 года. Перед внедрением программы были получены письменные согласия от родителей.
Регулярные занятия йогой помогают решить данные проблемы в комплексе.
Йога невероятно полезна для дошкольников: развивает у детей бережное отношение к своему телу, повышает самооценку. Постоянные занятия помогут укрепить мышцы, улучшить осанку и работу иммунитета, научат контролировать эмоции, повысить координацию движений, научиться расслабляться. Упражнения (асаны) йоги работают на развитие баланса, координацию движений и хорошо растягивают всё тело, улучшают состояние позвоночника и тонизируют весь организм в целом. Благодаря тому,что во время выполнения асан происходит максимальная концентрация на практике, это способствует настройке внутреннего центра и уравновешиванию эмоционального состояния занимающихся, что делает йогу незаменимым подспорьем именно в работе с детьми с ОВЗ.
Задачи программы
Оздоровительные:[/i]
-укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки;
-укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
-воспитание физических способностей (ловкость, гибкость, сила, выносливость).
Образовательные:
-изучение техники выполнения асан, в том числе упражнений для релаксации и снятия эмоционального и мышечного напряжения;
-формирование правильной осанки и равномерного дыхания;
-совершенствование двигательных умений и навыков детей;
-развитие равновесия, гибкости, координации движений.
Воспитательные:
-поддержание интереса к двигательной деятельности;
-воспитание доброжелательных отношений со сверстниками;
-побуждение к проявлению настойчивости при достижении конечного результата;
-формирование элементарных умений самоорганизации к двигательной деятельности;
-приобщение к здоровому образу жизни (личный пример взрослых).
Особенности детской йоги.
В отличие от занятий йогой для взрослых, на занятиях с дошкольниками используются названия асан, в виде доступных для их понимания предметов и животных (например,«уштрасана» переименовывается в «верблюда», а «уткатасана» - в «стульчик»). Кроме того, время выполнения (удержания) статичных асан существенно ограничивается: от двух – трёх секунд во второй младшей группе до десяти – пятнадцати в подготовительной к школе группе.
При занятиях детской йогой необходимо соблюдать правила:
- систематичность и регулярность;
- последовательность и постепенность перехода от простого к сложному;
- умеренность во всем.
Занятия проводятся в соответствии с возрастом детей: от 15 минут во второй младшей группе до 30 минут в подготовительной к школе группе.
Спустя полтора месяца проведения занятий, уже получены первые положительные результаты работы:
- занимающиеся буквально с первой минуты с интересом включаются в процесс занятия;
- усваивают и запоминают пройденный материал (самостоятельно показывают некоторые асаны);
- соревнуются друг с другом во времени удержания позы;
- дети с нетерпением ждут занятия, даже разочаровываются, узнав, что по плану «обычная физкультура»;
- занятия всегда) и во всех группах) проходят в положительном эмоциональном ключе;
- есть обратная связь (родители рассказывают, что дети занимаются дома и вовлекают родных! Т. е. родители могут ознакомиться с нетрадиционными формами оздоровления и успешно применять их совместно с детьми дома.