Наталья Золотова
Детская агрессивность и факторы влияния на развитие агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей жизни дети самое ценное и дорогое что может быть, любой родитель стремится дать своему ребенку самое лучшее, однако часто мы забываем, что, не смотря на всю заботу дети являются самой уязвимой частью населения. Дети зависят не только то ситуаций, с которыми сталкиваются, но в первую очередь от среды в которой живут и соприкасаются. Однако основными источниками формирования дальнейшего поведения ребенка в первую очередь является семья. Семья — это первый институт, который может демонстрировать агрессивность и закреплять этот опыт.
Публикация «Детская агрессивность и факторы влияния на развитие агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Вторым фактором влияния на формирование агрессивности у ребенка является взаимодействие со сверстниками. Часто во время игры, дети закрепляют преимущества агрессивного поведения, кто сильнее у того и преимущества.
И третьим фактором можно назвать окружающую действительность: неконтролируемый просмотр теле и видео передач, мультфильмов, влияние агрессивной рекламы. Агрессивное влияние, демонстрируемое с экрана, уже не вызовет сомнения, психолог исследователь А. Вилкинз, в своих исследованиях говорит, что на каждый час мультфильма приходится 20 актов насилия. Он считает, что демонстрация такой информации учит детей агрессивному поведению и является пропагандой насилия и деструктивного поведения. Ребенок с агрессивным поведением отстаёт в развитии, теряет контроль над своими поступками и поведением попадает в замкнутый круг. Агрессия ребенка — это своеобразный призыв, привлечение внимания к своему состоянию, с которым ребенок уже не в силах сам справится.
Все дети имеющие агрессивное поведение отличаются одним единым свойством – неспособность понимать других людей. В основе такого поведение лежит особенное само восприятие ребенка, ребенок направлен на себя и обособлен от других. Такой ребенок воспринимает окружающее общество с позиции отношения к себе, все остальные воспринимаются как средство достижения цели либо враждебно настроенные люди. Зацикленность ребенка на себе, ожидание враждебного отношения не могут помочь ребенку почувствовать единство с другими людьми, увидеть их переживание и сочувствие. Такое мироощущение создает у ребенка чувство одиночества что еще больше погружает его в состояние агрессии и враждебности ко всему миру.
Таким образом, можно обозначить три основных фактора формирования агрессивного поведения у детей :
1. Первый и главный фактор, это конечно семья. В семье дети впервые сталкиваются с нормами поведения в том числе и с деструктивными. Семья является первым институтом социализации ребенка, зачастую разные формы агрессии ребенок познает в семье и закрепляет приобретенные навыки. Этому способствуют отношения внутри семьи: ссоры, скандалы, выяснения отношений между родителей. Жестокий стиль семейного воспитания, наказания ребенка, недостаточный контроль за детьми.
2. Вторым фактором может выступать отношения со сверстниками. Агрессия в кругу сверстников чаще всего возникает чаще всего из – за неприятия сверстниками в следствии низкого социального статуса, такого ребенка отвергает коллектив детей делая его изгоем, что несомненно побуждает его к агрессивным формам поведения
3. И третий, немаловажный фактор, это влияние средств массовой информации, а также различные компьютерные игры с явными и скрытыми признаками насилия и агрессии.
Помимо основных наиболее частых причин агрессии, существуют другие различные факторы, которые тоже необходимо учитывать при изучении агрессивного поведения у детей. Часто агрессию может вызывать у ребенка различные заболевания, в том числе заболевания головного мозга;
- педагогическая запущенность: невнимание родителей к делам и интересам ребенка;
- эмоциональная привязанность или зависимость от одного из родителей или членов семьи;
- отсутствие единства требований у взрослых;
- заниженная самооценка у ребенка;
- задержка интеллектуального и психического развития;
- отсутствие социализации ребенка, недостаточная социализация.
Ребенок, который подвергается физическому наказанию дома со стороны родителей, испытывает дефицит внимания и пытается компенсировать недостаток внимания с помощью агрессивных проявлений по отношению к сверстникам, а именно: желание ударить, саботирование правил, отбирание игрушек, щипки, плевки, нецензурные выражения, брань.
Агрессия у ребенка бывает разная и проявляется в зависимости от способов воздействия и попытки коррекции взрослыми поведения детей. Зачастую при неправильном воздействии взрослых агрессия приобретает скрытые формы.
Так же можно различать два вида агрессии импульсивная и инструментальная.
Импульсивная агрессия — это неконтролируемая аффективная форма, которая возникает незапланированно и сопровождается сильными эмоциями, гневом, истериками, криками.
Инструментальная форма агрессии или хищная. Такая форма чаще всего связана с манипуляциями, достижение какой-либо цели и имеет под собой расчёт и планирование. Дети с этой формой агрессии умело используют ее проявления для достижения той или иной цели.
Гендерные проявления в проявлении агрессии тоже имеют значения, так у мальчиков агрессивное поведение встречается гораздо чаще чем у девочек, так же имеет значение и возраст ребенка, чем старше ребенок, тем больше уровень проявляемой агрессии. Не последнюю роль играет и темперамент ребенка – активные дети проявляют большую агрессию чем спокойные.
Дети всех возрастов демонстрируя агрессивное поведение, пытаются продемонстрировать окружению свое душевное состояние и потребности, а также проявить и продемонстрировать свои эмоции.
К проявлению агрессии склонны дети всех возрастов, однако мотивы проявления агрессивного поведения у каждой возрастной группы свои.
Так, например, в младенческом возрасте дети, которые испытывают дискомфорт, страх, голодны или у них что-то болит могут проявлять агрессию. Хотя, такое мнение ошибочно, плач и крик младенца — это скорее оборона, чем, нападение и несет агрессии.
В раннем возрасте дети могут проявлять вспышки агрессивного поведения – истерики, крики, поломка игрушек и мебели, нанесение вреда детям и взрослым. В этом возрасте проявление агрессивного поведения связано с каким-нибудь мотивом, достижением цели.
В дошкольном возрасте дети проявляют агрессивное поведение по отношение к своим родственникам, братьям и сестрам. В процессе выстраивания и формирования социальных отношений дети способны на проявление агрессии.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен контролировать и вину за свое поведение перекладывает на окружающих. В дошкольном возрасте у детей допустимо проявление агрессивного поведения, в силу того, что еще не до конца отдают себе отчет о своем поведении, не могут контролировать состояние усталости, стресса. Агрессивное подведение ребенка как правило зависит от влияния внешнего мира и окружения. В дошкольном возрасте проявление агрессии у детей выражается в придумывании прозвищ, обзывании.
Для детей старшего дошкольного возраста очень важен диалог со сверстниками, потеря контакта с детьми, друзьями пугает ребенка, приводит его в состояние ненужности, изолированности, что может привести к агрессивному поведению и в случае, когда отношения налаживаются ребенок, становится дружелюбным и не более не проявляет агрессивного поведения.
Агрессивное поведение ребенка чаще всего связанно с неправильным воспитанием в семье и отсутствие необходимого внимания от педагогов, родителей и друзей – единомышленников. У современных детей агрессия зачастую проявляется как следствие усталости, эмоционального перенапряжения и разочарования. Ребенок не может поделится своими переживаниями и поделится беспокойствами, что приводит к проявлению агрессии. Дети, не получающие должного внимания, стараются привлечь внимание окружающих деструктивным нестандартным поведением, дети понимают, что агрессивным поведением он добивается желаемого результата и закрепляют его как должное. Поэтому задача родителей и педагогов поддерживать регулярное позитивное общение с ребенком.