Лучший педагог года

Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения

Алевтина Лузгинова
Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения
▼ Скачать +Заказ

Наиболее частая категория детей, плохо усваивающих учебную программу являются дети с задержкой психического развития. Очень часто таких детей выявляют учителя начальных классов, так как они отстают в обучении от своих сверстников. Такая категория детей вызывает особенное беспокойство у учителя, так как снижаются средние показатели успеваемости всего класса. Как правило, в таких случаях требуется консультация психолога. По результатам проведенных психологических методик, направленных на изучение особенностей познавательных процессов совместно с родителями, такому ребенку рекомендуют пройти психолого- медико- педагогическую комиссию по результатам и рекомендациям которой ведется обучение по скорректированной и адоптированной программе. Как правило, ПМПК рекомендует наблюдение у соответствующего медицинского специалиста, коррекционно-развивающие занятия у психолога, логопеда.

Публикация «Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения» размещена в разделах

Очень часто при постановке диагноза ЗПР родители обеспокоены, что их ребенок не сможет стать полноценным членом общества из-за того, что у него имеются интеллектуальные нарушения. В этот вопрос надо внести ясность. В отличии от других интеллектуальных нарушений, например, слабоумия, которое носит необратимый характер ЗПР имеет обратимый характер. Если с ребенком вовремя начать вести психокоррекционную и педагогическую работу, то с возрастом задержка может пройти бесследно.

Педагог, работающий с таким ребенком, должен понимать причины такого состояния, знать основные методы работы с такими детьми, границы требований, создать условия для максимальной комфортности и результативности обучения таких детей. Занятия для детей с ЗПР учитывают состояние и степень развитости тех или иных когнитивных функций, вследствие чего предполагают обучение по различным направлениям: ознакомление с окружающей средой, развитие функций речи, выработка правильного звукопроизношения и т. д. Обучение проводится в игровой форме.

Общая характеристика детей с ЗПР. Это состояние характеризуется замедленным темпом развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, так и пониженным развитием волевых процессов.

Причины ЗПР делятся на биологические и социально-психологические. К биологическим факторам можно отнести негрубые органические повреждения центральной нервной системы, приводящих к парциальным нарушениям психического развития ребенка, причины которых могут лежать в различных патологиях беременности: токсикозах, гипоксии плода, внутриутробных инфекциях, травмах полученных во время родов, алкоголизм родителей. К социальным факторам можно отнести воспитание в условиях гиперопеки или безнадзорности, дефицит общения как такового (социальная депривация). Нарушения слуха и зрения тоже может являться вторичным фактором развития ЗПР. Биологические и социальные факторы могут сочетаться в формировании ЗПР. Например: органические нарушения с гиперопекой или социальной депривацией, или выступать в качестве самостоятельных факторов.

Виды ЗПР:

1. Конституционального генеза – страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие, такой вид ЗПР еще называют гармоничным инфальтилизмом. Когда хронологический возраст не соответствует возрастным нормам развития.

2. Соматогенного генеза – характеризуется влиянием тяжелого соматического заболевания на созревание структур головного мозга. Психогенного генеза- в основе такого типа ЗПР лежат неблагоприятные факторы психического развития. Безнадзорность, жестокое обращение, гиперопека. Как правило, формируются безволие, безынициативность, эгоцентризм.

3. Органического генеза – в основе такого типа ЗПР лежат органические первичные поражения головного мозга негрубого характера. Внешне это выражается в двигательной расторможенности, бедности оттенков эмоций, низким уровнем воображения. Также эти дети повышенно внушаемы. На практике, чаще всего приходится иметь дело с таким типом ЗПР. Хотелось бы отметить, что ЗПР может иметь наследственный характер. Встречаются семьи с ЗПР в нескольких поколениях.

Игровая деятельность детей с ЗПР отличается стереотипностью, игрой в одиночестве. Такие дети не соблюдают правила игры, их движения отличаются неловкостью, могут наблюдаться различного рода тики. На практике хорошо зарекомендовали себя следующие методы коррекции: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия и другие арттерапевтические методы.

Публикации по теме:

Дидактические игры для обучения грамоте и развития речиДидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра "Волшебные часы" (Цель: учить детей.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация «Дети-левши: хорошо или плохо? Нейропсихологические особенности леворуких детей» Добрый вечер, коллеги! Предлагаю вашему вниманию одну из наиболее сложных проблем. Обязательно ознакомьтесь с информацией. В Европе бОльшая.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения
Опубликовано: 6 декабря 2022 в 17:47
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети с задержкой психического развития и особенности их обучения» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Лузгинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД