Сикорская Наталья
Дети с нарушениями эмоциональной сферы
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Основными же являются СДВГ, неврозы, аутизм.
В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.
Симптомы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.
1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:
• неуравновешенность;
• возбудимость;
• бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды, которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);
Публикация «Дети с нарушениями эмоциональной сферы» размещена в разделах
• негативизм;
• упрямство;
• неуступчивость;
• конфликтность;
• жестокость;
• устойчивое негативное отношение к общению;
• застревание на отрицательных эмоциях;
• отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.
• эмоциональная холодность;
2. Особенности внутреннего мира:
• острая восприимчивость;
• впечатлительность;
• болезненная чувствительность;
• наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
• тревожность;
• мнительность.
Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.
Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.
Выделяют три уровня социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста.
Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.
Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей.
Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.
К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки.
К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Для ребенка с СДВГ существуют проблемы с произвольностью и рефлексией. Когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.
Импульсивность и истерика. Истерика, которая является нормальной у маленьких детей, у детей с СДВГ, как правило, преувеличена и не обязательно связана с конкретным негативным событием.
Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная. Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах). Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания.
Проблема с переключением внимания.
Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти. Люди с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны. Человек с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания). Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта, которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы. Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.
У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности - быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах - таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна. Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием. Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.
Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном.
Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).
Симптомы невнимательности (по крайней мере, шесть из них должны быть):
o ребенок часто не в состоянии уделять пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности;
o часто испытывает трудности в поддержании внимания в задачах или играх;
o часто, кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему;
o часто не заканчивает задачи, задания;
o имеет трудность в организации задач и мероприятий;
o избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия;
o часто теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности;
o часто легко отвлекается на посторонние раздражители;
o часто забывчив в повседневной деятельности.
Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать):
o часто сидя ерзает или корчится;
o с трудом сидит, когда это требуется;
o часто работает или часто поднимается в неподходящих ситуациях;
o не может играть спокойно;
o часто в движении;
o часто слишком много говорит;
o часто выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца;
o испытывает трудности в ожидании своей очереди;
o часто прерывает других.
o На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.
o Рекомендации
o Обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.
o В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели»
o Избегать слов «нет», «нельзя»
o Говорить с ребенком сдержанно, спокойно
o Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, четко регламентировать время.
o Для подкрепления устных инструкций использовать дополнительно зрительную стимуляцию.
o Поощрять ребенка за все виды деятельности, в чем у него наблюдается даже незначительный прогресс, за любой успех, особенно в том, что требует концентрации внимания.
o Необходимо придерживаться четкого распорядка дня.
o Избегать по возможности мероприятий, где большое скопление народа.
o Во время игр желательно, чтобы у ребенка был только один партнер.
o Оберегать ребенка от переутомления и стрессовых факторов.
o Ребенку необходимо ежедневная физическая активность – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.