Приложение МААМ

Дети с нарушениями эмоциональной сферы

Сикорская Наталья
Дети с нарушениями эмоциональной сферы
▼ Скачать + Заказать документы

Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. Основными же являются СДВГ, неврозы, аутизм.

В психологической литературе эмоциональное неблагополучие у детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне трудно разрешимых личностных конфликтов.

Симптомы эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста.

1. Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми:

• неуравновешенность;

• возбудимость;

Публикация «Дети с нарушениями эмоциональной сферы» размещена в разделах

• бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды, которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение, усиленное потоотделение и т. д.);

• негативизм;

• упрямство;

• неуступчивость;

• конфликтность;

• жестокость;

• устойчивое негативное отношение к общению;

• застревание на отрицательных эмоциях;

• отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах.

эмоциональная холодность;

2. Особенности внутреннего мира:

• острая восприимчивость;

• впечатлительность;

• болезненная чувствительность;

наличие страхов: не являющихся возрастными, мешающими нормальной жизнедеятельности детей;

• тревожность;

• мнительность.

Данная классификация является очень условной, так как внутреннее неблагополучие ребенка непосредственно влияет на его поведение и общение с окружающими.

Необходимость более четкого выделения детей с различными уровнями социально-эмоционального развития способствует созданию классификации, представленной ниже.

Выделяют три уровня социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста.

Традиционно выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические, психологические и социально-психологические.

Биологические предпосылки эмоциональных нарушений включают в себя генетические факторы. Так, в исследованиях зарубежных авторов была обнаружена отчетливая связь между депрессивными состояниями у детей и аналогичными состояниями у их родителей.

Несомненно, наследственные факторы играют важную роль в формировании индивидуально-типологических характеристик личности ребенка, однако их далеко недостаточно для возникновения тех или иных эмоциональных нарушений.

К биологическим факторам, предрасполагающим к возникновению эмоционального неблагополучия у ребенка можно отнести соматическую ослабленность вследствие частых заболеваний. Она способствует возникновению различных реактивных состояний и невротических реакций преимущественно с астеническим компонентом. Ряд авторов указывают на повышенную частоту эмоциональных нарушений у детей с хроническими соматическими заболеваниями, отмечая, что нарушения эти не являются прямым результатом болезни, а связаны с трудностями социальной адаптации больного ребенка и с особенностями его самооценки.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей авторы относят особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Гиперактивность. Термин «гиперактивный» часто вводит в заблуждение, поскольку для некоторых он предполагает, что ребенок находится в постоянном безостановочном движении. Однако мальчики с СДВГ, играя в игру, например, могут иметь такой же уровень активности, что и дети без синдрома. Для ребенка с СДВГ существуют проблемы с произвольностью и рефлексией. Когда ребенку уделяется повышенное внимание, его мозг усиливает двигательную активность. В оживленной среде - классе или переполненном магазине - дети с СДВГ часто отвлекаются и реагируют на все бурно. Они могут взять без спроса у родителя товары с полок, побить людей – словом, у них все выходит из-под контроля, выливаясь в неустойчивое и странное поведение.

Импульсивность и истерика. Истерика, которая является нормальной у маленьких детей, у детей с СДВГ, как правило, преувеличена и не обязательно связана с конкретным негативным событием.

Внимание и концентрация. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, как правило, отвлекаются и делаются невнимательными по отношению к окружающей среде (например, большому классу). Кроме того, они невнимательны, когда атмосфера - спокойная или скучная. Напротив, они могут обладать своего рода «суперконцентрацией» при высокой стимулирующей активности (например, видеоигре или весьма специфических интересах). Такие дети могут даже стать чрезмерно внимательными – они бывают настолько поглощены интересным для них занятием, что совершенно не могут изменить направление своего внимания.

Проблема с переключением внимания.

Важной особенностью при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, в том числе в обучении, является нарушение рабочей (или краткосрочной) памяти. Люди с СДВГ не могут держать в своем сознании группы предложений и изображений достаточно долго, чтобы извлечь четкие, слаженные мысли. Они не обязательно невнимательны. Человек с СДВГ может быть не в состоянии вспомнить полное объяснение (например, домашнее задание) или быть не в состоянии завершить процессы, которые требуют последовательного запоминания (такие, как модель здания). Детей с СДВГ часто привлекают виды деятельности (телевидение, компьютерные игры, активные индивидуальные виды спорта, которые не перегружают рабочую память и не производят отвлекающие факторы. Дети с СДВГ не отличаются от других детей по долговременной памяти.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью могут возникнуть трудности - быть везде вовремя и правильно планировать время для выполнения тех или иных задач (что может совпадать с проблемами краткосрочной памяти).

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью часто очень трудно адаптируются к даже незначительным изменениям в процедурах - таких, как вставание по утрам, надевание обуви, принятие новых видов пищи или изменении режима сна. Любые ситуации с изменением чего-либо могут вызвать у них сильную и шумную отрицательную реакцию. Даже тогда, когда они находятся в хорошем настроении, они могут неожиданно перейти в истерику, если встретятся с неожиданным изменением или разочарованием. Эти дети могут сосредоточить свое внимание непосредственно на репликах в определенном месте, но сталкиваются с трудностями при переключении внимания на что-либо другое.

Дети с СДВГ часто сверхчувствительны к предметам, звукам и прикосновениям. Они могут жаловаться на чрезмерные раздражители, которые кажутся другим незначительными или мягкими. Многие дети с СДВГ часто имеют в течение ночи проблемы со сном.

Для диагностики СДВГ и определения данного диагноза, по крайней мере, шесть из следующих симптомов должен был присутствовать минимум 6 месяцев (у детей дошкольного возраста - 9 месяцев).

Симптомы невнимательности (по крайней мере, шесть из них должны быть) :

o ребенок часто не в состоянии уделять пристальное внимание деталям или делает ошибки по невнимательности;

o часто испытывает трудности в поддержании внимания в задачах или играх;

o часто, кажется, не слушает, когда говорят непосредственно ему;

o часто не заканчивает задачи, задания;

o имеет трудность в организации задач и мероприятий;

o избегает или не любит задачи, требующие устойчивого умственного усилия;

o часто теряет вещи, необходимые для задач или видов деятельности;

o часто легко отвлекается на посторонние раздражители;

o часто забывчив в повседневной деятельности.

Симптомы гиперактивности и импульсивности (по крайней мере, шесть из них должны присутствовать) :

o часто сидя ерзает или корчится;

o с трудом сидит, когда это требуется;

o часто работает или часто поднимается в неподходящих ситуациях;

o не может играть спокойно;

o часто в движении;

o часто слишком много говорит;

o часто выпаливает ответы на вопросы, прежде чем они были заданы до конца;

o испытывает трудности в ожидании своей очереди;

o часто прерывает других.

o На основании этих симптомов, ребенку может быть диагностирован преимущественно невнимательный тип СДВГ, преимущественно гиперактивный - импульсивный тип СДВГ или СДВГ комбинированного типа.

o Рекомендации

o Обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

o В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели»

o Избегать слов «нет», «нельзя»

o Говорить с ребенком сдержанно, спокойно

o Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, четко регламентировать время.

o Для подкрепления устных инструкций использовать дополнительно зрительную стимуляцию.

o Поощрять ребенка за все виды деятельности, в чем у него наблюдается даже незначительный прогресс, за любой успех, особенно в том, что требует концентрации внимания.

o Необходимо придерживаться четкого распорядка дня.

o Избегать по возможности мероприятий, где большое скопление народа.

o Во время игр желательно, чтобы у ребенка был только один партнер.

o Оберегать ребенка от переутомления и стрессовых факторов.

o Ребенку необходимо ежедневная физическая активность – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Пособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAMПособия для развития эмоциональной сферы ко Дню хороших эмоций на МAAM Представляю пособия для развития эмоциональной сферы детей, которые для нас смастерили родители наших воспитанников. Цели использования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дети с нарушениями эмоциональной сферы
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 23:00
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дети с нарушениями эмоциональной сферы» (включая файлы) размещена пользователем Сикорская Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД