Татьяна Лыга
Конспект комплексного занятия из цикла «Голоса природы. Звуки — «голоса зимы» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети, мир звуков, музыка.
Дети, мир звуков, музыка. Конспект комплексного занятия из цикла «Голоса природы». Звуки – «голоса зимы». Старший дошкольный возраст.
Задачи занятия :
1. Ориентация в эмоциональном содержании произведений изобразительного искусства, литературы.
Публикация «Конспект комплексного занятия из цикла „Голоса природы, Звуки — „голоса зимы“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
2. Расширение представлений детей о средствах передачи содержания в этих видах искусства.
Задания:
1) Просмотр иллюстраций.
2) Слушание литературных фрагментов
3) Разучивание песни
4) Работа со «Словарем настроений»
5) Изобразительная деятельность.
Используемый материал:
1. Иллюстрации с изображением разных времен года.
2. Литература: И. С. Соколов-Микитов «От весны до весны».
3. Музыкальный материал: песня «Художник – Мороз» муз. А. Арутюнова, сл. В. Шумилина.
4. Альбом для рисования, краски, карандаши.
В начале занятия педагог обращается к детям с вопросами:
- какие времена года вы знаете?
- назовите летние, осенние, зимние, весенние месяцы;
- какие времена года вам нравятся больше? Почему?
Затем детям предлагается просмотреть несколько иллюстраций, на которых изображены разные времена года (с этой целью лучше дать репродукции картин – таких, как «Золотая осень», «Березовая роща», «Весна – большая вода», «Март» И. Левитана, «Вешний поток», «Февральская лазурь», «Иней», «Зимний пейзаж» И. Грабаря, «Перед дождем», «Мокрый луг» Ф. Васильева, «Лесные дали», «Рожь» И. Шишкина и др.).
Вопросы:
- какие времена года изображены на каждой картине?
- объясните, почему говорят так: «весна-красна» или «лето красное», «золотая осень, «зима белым-бела», «зима – искусница»?
- назовите краски лета, осени, зимы, весны;
- просмотрите еще раз иллюстрации и назовите краски, которые использованы художником, чтобы показать, изобразить то или иное время года.
По картине можно не просто узнать время года, но и выявить настроение, с каким оно изображено. А передать настроение помогают краски, разные их оттенки. Например, в «Золотой осени» художник использовал желтый, красный, коричневый, густой темно-синий. Благодаря им передан спокойный осенний пейзаж с тихо опадающей листвой, шелестящей травой, медленно ползущими тучами. Здесь создано грустное, поэтичное, мечтательное настроение.
А в другой картине («Вешний поток») – краски яркие, сочные: небесно-голубой, ослепительно-синий, коричневый. Они рисуют несущийся поток, «слышится» громкий треск раскалывающихся льдин. Настроение – радостное, ликующее, бодрое.
Затем педагог читает литературные отрывки из книги И. С. Соколова-Микитова «От весны до весны», а дети должны догадаться, о каком времени года в них рассказывается.
1. «На огороде распустилась верба: белые пуховки. Жарче и жарче светит солнце. Днем с крыш капают капели, тают на солнце длинные сосульки. Потемнели, распухли дороги. Лед на реке посинел. На крышах снег растаял. На пригорках и около деревьев и стен оголилась земля. Весело скачут на дворе воробьи, проводили зиму, радешеньки-рады…» (Весна).
2. На берегу трава выше колена. Звенят по ветру лиловые колокольчики, встряхивается белая кашка, и качаются пушистые одуванчики… На крутом берегу, там, где начинается сосновый бор, высыпало земляники видимо-невидимо. Качается под ветром высокая зеленая трава. Гоняются над лугом друг за дружкой веселые стрекозы и перепархивают разноцветные бабочки» (Лето).
3. «Ночью слышно, как падают медленно листья. Красный среди желтых, упавший с яблони лист кажется издали подосиновиком… Налетел ветер, тряхнул голыми липами. В саду над землей, доставая небо, взлетели, кружась и падая, желтые листья. Холоднеет». (Осень).
4. «Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья. Много раз большими хлопьями начинал падать снег, и, просыпаясь, люди не узнавали поля, такой необыкновенный свет светил в окно» (Зима).
Нетрудно догадаться, о каком времени года шел рассказ: здесь каждое слово рисует его яркие образы. И оттого, какими именно словами они выражены, передается нам настроение рассказов. Например: «жарче светит солнце… весело скачут на дворе воробьи… рады-радешеньки» (светлое, радостное, игривое, задорное); «налетел ветер… взлетели, кружась и падая, желтые листья» (тревожное, пасмурное).
- Давайте представим себе, что сейчас зима, морозный денек (зачитываются фрагменты книги «От весны до весны») : «Ходит Мороз по двору, постукивает…окна синие, на окнах мороз ледяные цветы нарисовал – никому таких не вырисовать. Ай да Мороз! Ходит Мороз: то в стену, стукнет, то по воротам щелкнет, то отряхнет иней с березы и вспугнет задремавших галок. Скучно Морозу». Вот он к нам и решил заглянуть. Слышите, стучится… (дети рады встрече с Морозом). Он обращается к ним с вопросами:
- знаете ли вы, что я художник?
- кто видел мои рисунки? Где?
- я действительно умею и люблю рисовать. Про меня и песенку сочинили, которая так и называется «Художник-Мороз». Разучим ее:
1. Шагает художник по белому свету,
По белому-белому яркому снегу.
Видали еще вы таких чудаков?
Идет и рисует на окнах домов!
2. И вот на окошке у нас заблестели
И белые сосны, и белые ели,
И целые рощи из белых берез:
Лишь белою краской рисует, рисует,
Рисует… Мороз!
- К сожалению, я умею рисовать только белой краской. А вы? Мне очень хочется посмотреть, как вы рисуете. Сделайте два рисунка, только они должны быть разными по настроению, а какими именно – вам подскажут стихи, которые я прочту. Послушайте их:
1. Ах, как весело зимой
Мчаться с горки ледяной!
Оля с Таней обнялись
И несутся вихрем вниз!
А за ними все ребята
Оттолкнулись и – вперед.
Хоть немножко страшновато –
Ни один не отстает!
Ах, как весело зимой
Мчаться с горки ледяной!
Впереди большой сугроб,
Головою в снег – и стоп!
2. Снег летает и сверкает
В золотом сияньи дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля…
Все в природе замирает –
И поля и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
Закончив рисовать, дети анализируют свои рисунки – выявляют, определяют настроения, объясняют средства передачи содержания, настроения, выписывают в «Словарь настроений» те, которые соответствовали их рисункам. (С помощью педагога).