Александр Владимирович Гришин
Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия
▼ Скачать + Заказать документы
Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия
Право на образование гарантировано ребенку обществом с раннего возраста и одним из его аспектов является возможность посещать детский сад. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы соблюдался принцип социальной справедливости, и каждый ребенок мог получить дошкольное образование.
Сегодня детские сады выбирают в соответствии с запросами и ребенка и родителей. Работа педагогов, специалистов, услуги детского сада для детей – инвалидов востребованы родителями, нужны детям.
Публикация «Дети-инвалиды: психологические проблемы и неожиданные открытия» размещена в разделах
Для развития и воспитания детей-инвалидов, педагогический коллектив ведет работу по созданию условий в рамках единого реабилитационного развивающего пространства, способствующего коррекции, развитию, охране здоровья, социальной адаптации.
Сегодня в группах с детьми – инвалидами создана система коррекционно-психологического сопровождения с учетом особенностей и возможностей детей, разработаны коррекционные задания и упражнения для развития высших психических функций.
Диагностика не выступает как независимое направление в работе педагога-психолога. Она включена в более широкий психолого-педагогический контекст. Ведущим направлением в работе педагога-психолога является способность понять ребенка как особую индивидуальность и оказать ему помощь, для чего используются различные методики. Например, как тест детской апперцепции (САТ, авторов Беллак Л., Беллак С. – проективная методика, предназначенная для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет. При индивидуальном обследовании, сопровождающемся беседой, возможно использование отдельных картинок теста с целью выявления личностных реакций в той или иной ситуации. Такой подход дает возможность для коррекции поведения детей в ситуациях, возникающих у них при столкновении с какими-либо серьезными препятствиями на пути к достижению цели.
Дети- инвалиды, как правило, эмоционально нестабильны, тревожны, они не всегда адекватно реагируют на возникающие стрессы, трудности. Возможность для выхода отрицательных эмоций дает изобразительная деятельность.
Проективный тест «Несуществующее животное» позволяет выявить не только личностные проблемы ребенка, но и успокоиться, развить творческое воображение, скоррегировать мелкую моторику рук. Богатейший материал об особенностях эмоциональной сферы детей представляется при использовании методики О. Е. Шаповаловой («Особенности эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы»).
Исследования показали, что развитие детей-инвалидов, идет по особому пути. У них формируются специфические черты характера, поведения, личности. Заметив изменения в его настроении, поведении, сознании, мы должны реагировать на них. Поэтому изучение эмоционального мира каждого ребенка, устранение причин его душевного дискомфорта – главное в работе и педагога-психолога и воспитателей.
Полученная информация позволяет педагогу-психологу, учителю-дефектологу и воспитателю осознавать проблемы, вносить необходимые изменения в свою деятельность, межличностные отношения для улучшения психологического климата, отслеживания динамики.
Очень важно знать психолого-физиологические особенности, уровень умственного, психического и социального развития каждого воспитанника: ведь исключительные дети требуют к себе исключительного отношения. Особенно если ребенок взволнован, расторможен или агрессивен. В таких ситуациях для большинства необходима релаксация. Освободившись от мышечного напряжения, дети становятся спокойнее, эмоционально стабильные, адекватно реагируют на внутренние и внешние проблемы.
Релаксационным техникам по методу Бенсона научены и воспитатели, и дети. Они пригодны и доступны как для групповой, так и для индивидуальной релаксации. В любом случае упражнения очень полезны для снятия утомления. Минута отдыха на занятии или в режимных моментах помогают поддерживать работоспособность воспитанников. Эффективны релаксационные тесты в комплексе со спокойной расслабляющей музыкой. Методика нервно-мышечной релаксации служит для профилактики хронической утомляемости, нервно-психических срывов, создает чувство уверенности и покоя у детей.
Нравится нашим детям и терапевтические метафоры, сказки-метафоры. Устроившись удобнее, они слушают сказки, рассказы, истории, которые помогают им распознать и обозначить собственные переживания, проблемы. Вместо скучных нотаций они слушают волшебные истории из жизни принцев и принцесс, мира животных и мира предметов. В поступках героев они находят свои ошибки, узнают свои действия, отыскивают пути решения собственной проблемы. При этом нет скандалов, бесполезных нравоучений, а есть сказки-метафоры, которые помогают думать, развиваться и избавляться от проблем.
Если нет времени и нужно быстро реагировать на неадекватное поведение ребенка, на помощь приходит психокоррекционная сказка, которую может прочитать (лучше рассказать) педагог - психолог, учитель-дефектолог, воспитатель. Сказки из серии «Лесная школа» помогают решить проблему агрессии, истерики или изолированности ребенка и др. Сказка за сказкой накапливается бессознательный опыт разрешения множества жизненных ситуаций.
Коррекционная работа составляет основу работы с детьми-инвалидами педагога - психолога. Она предусматривает активное воздействие на развитие личности и индивидуальности ребенка. С этой целью мною проводятся еженедельные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия для детей-инвалидов и детей с нарушением интеллекта. Для наших воспитанников характерна быстрая утомляемость, легкая отвлекаемость, низкий объем памяти, социально-эмоциональные нарушения. Все это учитывается при проведении занятий.
Важным направлением в коррекционной работе считаю игру как психологическое средство воздействия на личность ребенка. Ведь в игре важен не результат, а сам процесс. Эта особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, т. к., управляя содержанием игры, включая в нее определенные роли и правила, способствую развитию психических функций и личностных качеств.
В играх устраняются препятствия в межличностных отношениях, происходит более адекватная адаптация и специализация детей. Игротерапия выполняет три основные функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.
С удовольствием становлюсь участником игры с детьми, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними, благожелательно отношусь к ним, стараюсь передать детям эмоциональное тепло, так как ребенок раскрывается только тогда, когда чувствует себя в полной безопасности. Ценю самостоятельность, не тороплю ребенка в проявлении активности, опираюсь на все сильное, позитивное, так как это важнейшее условие психологической коррекции.
На занятиях проводится коррекция эмоционально-личностной сферы, развиваю у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми, что способствует гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
Психологический тренинг, основанный на рефлексии, – трудная, а иногда и малодоступная форма работы с нашими воспитанниками. Но элементы тренинга, отдельные фрагменты использую в работе с детьми. Им нравится чувство «круга». Здесь они учатся справляться со стрессом, быть уверенными в сложных ситуациях, упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками общения, развивают волевые качества.
Т. о. Общая психолого-педагогическая работа с детьми-инвалидами приносит положительные результаты, такие как:
группы функционируют и востребованы родителями;
сложился психолого-педагогический коллектив единомышленников, понимающий необходимость ранней социализации детей - инвалидов, для того, чтоб эти дети были успешны в жизни;
индивидуальные программы развития детей-инвалидов успешно реализуются педагогами;
прослеживается положительная динамика в развитии детей;
дети с удовольствием идут в детский сад, у них появились друзья и много положительных эмоций;
собрали библиотеку методической литературы в помощь педагогам, работающим с детьми-инвалидами;
родители, видя результаты образовательной работы с детьми (а они уже значительные, прислушиваются к советам и помогают педагогам;
установился хороший контакт взаимодействия педагогов и родителей.
Это способствует успешной адаптации и социализации детей – инвалидов в дошкольном учреждении и в дальнейшей социальной жизни.