Нина Лапшина
Конспект занятия по ФЭМП «Деньги и их значимость в жизни людей»
▼ Скачать + Заказать документы
Деньги и их значимость в жизни людей
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек» МБДОУ «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „Деньги и их значимость в жизни людей“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Тема: «Деньги и их значимость в жизни людей»
Подготовила воспитатель
I квалификационной категории:
Лапшина Н. И.
рп. Комсомольский
2019 год
Цель: Продолжать формировать и закреплять у детей представление о деньгах как о мере стоимости, средств платежа и накоплений, понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье, помочь осознать на доступном старшим дошкольникам уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги».
Задачи: Познакомить детей с деньгами разных стран.
Дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального благополучия, достатка в жизни людей.
Познакомить детей с источниками доходов и расходов семьи; дать представление о планировании семейного бюджета.
Формировать предпосылки финансовой грамотности.
Основные понятия: «Деньги», «Монеты», Купюра», «Цена», «Доход», «Зарплата», «Бюджет», «Обмен», «Семейный бюджет», «Расходы».
Оборудование: Интерактивная доска; картинки с изображениями представителей профессий, продуктов их труда; монеты достоинством 1 коп., 10 коп., 50 коп., 1 руб., 2 руб., 5 руб., 10 руб. ; карточки с буквами «Д» и «Р»; карточки «Доходы» и «Расходы»; корзина, муляжи фруктов: груши и яблок.
Ход занятия
Воспитатель: Приветствие гостей. Внимание на меня. Сегодня у нас занятие по математике! Тема нашего занятия : «Деньги и их значимость в жизни людей». На прошлом занятии мы говорили с вами о труде, о продукте труда (товаре) как о результате работы людей. За свой труд и полезные дела взрослые получают деньги. Продукты, которые производят взрослые, можно купить за деньги.
Что же такое деньги и зачем они нужны?
Ответы детей: Деньги нужны чтобы купить еду, игрушки, товары.
Воспитатель: Вы, наверное, видели деньги в виде монет и бумажных купюр. Но такими они были не всегда.
Давным – давно денег не было вообще. Посмотрите на доску. Мы видим скотовода, сапожника, пекаря. Сапожник шьет обувь, скотовод выращивает овец, коров и других домашних животных, пекарь печет хлеб (Презентация, слайд №1)
Сапожник чинит обувь пекаря и скотовода и за свой труд взамен получает хлеб и мясо. Скотовод поставляет мясо сапожнику в обмен на обувь, пекарю в обмен на хлеб. Пекарь делится хлебом с сапожником в обмен на обувь, со скотоводом в обмен на мясо. Это называется натуральный обмен (презентация, слайд №2)
Как видим, ребята, в данном случае люди не нуждались в деньгах.
Но что если скотоводу не нужны сапоги, у него есть новые. Тогда как сапожнику получить мясо, чтобы приготовить ужин?
Ответы детей:
Спустя время представители разных профессий договорились выбрать такой товар, который будет представлять ценность для всех и обмениваться на продукты труда пекаря, сапожника, скотовода и других людей.
В результате товаром для обмена стали ракушки, кусочки соли, птичьи перья, домашние животные (Презентация, слайд №3).
Со временем люди пришли к той форме денег, которые мы знаем с вами сейчас: металлические монеты и бумажные купюры (Презентация, слайд №4)
Воспитатель: Как же производят деньги?
Ответы детей: Их печатают на печатных станках.
Воспитатель: Да ребята бумажные деньги печатаются, а монеты – чеканятся на специальных государственных фабриках. Нельзя напечатать денег, сколько хочешь. Государство считает количество выпущенных денег и определяет, сколько бумажных денег, а сколько металлических денег следует выпустить.
В каждой стране свои деньги. В России – рубли. Иностранные деньги называют по разному : доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и другие.
Если мы собираемся в путешествие, то обмениваем деньги на деньги той страны, куда едем. Например, если вы с родителями поедете в Китай, то родители обменяют рубли на юани.
Какие же монеты выпускают в нашей стране.
Ответы детей: У нас в стране выпускают монеты 1 коп, 5 коп, 10 коп, 50 коп, 1 руб, 5 руб, 10 руб. (Презентация, Слайд №5).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам сесть за столы и мы вместе с вами рассмотрим одну из монет. Обратите внимание ребята, монета имеет две стороны. Сторона где изображен двухглавый орел, называется аверсом, или орел, сторона с изображением цифр монеты реверс, или решка. Вы, возможно, видели, когда взрослые подкидывают монетку на удачу и спрашивают: орел или решка?
У вас на столах лежит монета, давайте рассмотрим ее.
Макар скажи какая монета лежит у тебя на столе?
Макар - у меня на столе лежит монета 5 руб.
Арсений, покажи мне сторону где изображен двухглавый орел, как она называется?
Арсений – Она называется аверс.
Кристина, как называется сторона монеты где изображена цифра?
Кристина – Эта сторона называется реверс.
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы немножко отдохнем и превратимся в людей разных профессий.
Физкультминутка «Профессии» (выходят с двух сторон перед столами. Делают круг, потом садятся)
1. Много профессий на свете у нас (руки на поясе повороты туловища вправо и влево)
О них поговорим сейчас: (развести руки в стороны)
Вот швея рубашки шьет (движение воображаемой иглой)
Повар варит нам компот (мешаем поворёшкой)
2. Самолет ведет пилот (руки в стороны)
На посадку и на взлет (опускают их вниз, поднимают вверх)
Доктор ставит нам уколы (движение ладонь – кулак)
И охранник есть у нас (руки – согнуты в локтях, силовой жест)
3. Каменьщик кладет кирпич (попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз)
А охотник ловит дичь (делают бинокль из пальчиков)
Есть учитель, есть кузнец (загибают пальцы перечисляя профессии)
Балерина и певец.
4. Чтоб профессии иметь (разгибаем пальцы)
Надо много знать, уметь (повороты на поясе, руки в стороны)
Хорошо дружок учись! (погрозить пальцем)
И, конечно не ленись! (отрицательное движение указательным пальцем)
Воспитатель: А теперь ребята садимся на свои места. Мы сейчас вами изображали представителей разных профессий. Вы, конечно знаете кем работают ваши папы и мамы. Все они получают за свой труд деньги, которые называются заработной платой.
Деньги, дети, просто так не даются, их зарабатывают.
Итак, ваши родители ходят на работу и получают зарплату за свой труд. Бабушки и дедушки уже не работают, но получают от государства –пенсию. Братья и сестры учатся в университетах, коледжах и также получают от государства – стипендию.
Если сложить все деньги, которые получают члены семьи: зарплату мамы и папы, стипендию брата, пенсию бабушки, все это вместе называется доходами семьи.
Ребята, а вы приносите доход в свою семью?
Нет, потому что вы еще ходите в д/сад о вас заботятся родители. Но вы помогаете им хорошим поведением, послушанием, работой по дому (протереть пыль, убрать свои игрушки, заправить постель)
Ребята на что ваша семья тратит деньги?
Ответы детей: Софа – Можно поехать на море
Ангелина – Можно купить игрушки и одежду
Илья – нужно купить продукты
Алина – заплатить за д/сад.
Воспитатель: Да семья платит за свет, отопление, горячую и холодную воду, питание членов семьи, одежду, обувь, детский сад.
Загадки: Эти траты называются расходами семьи. Перед вами лежат две буквы: Д означает доходы семьи, Р – означает расходы семьи. Я буду называть предложения и показывать картинку (Презентация, слайд №6)
Чтоб не тратить слишком много,
Дам тебе один совет,
Каждый месяц снова, снова,
Ты планируй свой … (бюджет)
Дали деньги папа с мамой,
Это, значит, твой доход.
Ты купил гуашь с бумагой.
Это, братец, твой … (расход)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (деньги)
Она рубль бережет. (копейка)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
Воспитатель: А вы внимательно слушайте и поднимаете вверх нужную карточку – с буквой Д и Р (показ на доске картинок)
Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на вопросы и выбрали нужные карточки.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Семейный бюджет».
Перед вами, ребята, корзина в ней лежат яблоки. Рядом с корзиной на тарелке лежат несколько груш. Представили, что яблоки – это деньги вашей семьи, которые нужно потратить, доходы семьи это груши. Разделимся на 2 команды. Я буду перечислять вам доходы и расходы семьи. Та команда, которая услышит первой о доходах, поднимает руку вверх, подходит, берет у меня грушу и кладет в корзину. Если я назову расходы, вы поднимаете руку вверх, подходите, забираете яблоко из корзины и кладете на соседнюю тарелку.
Итак в следующем месяце:
Родители получают зарплату (кладем грушу в корзину)
Родители заплатят за свет в квартире (забираем из корзины яблоко)
Вы с родителями поедете в супермаркет за продуктами (забираем яблоко из корзины)
Бабушка получит пенсию (кладем грушу в корзину)
Для сестры будет организован праздник по случаю дня рождения (забираем из корзины яблоко)
Нужно подстричься в парикмахерской (забираем из корзины яблоко)
Дедушке ко Дню Победы вручают подарок (кладем грушу в корзину)
Сестра устроилась на работу (кладем грушу в корзину)
Мама с папой продадут выращенные на даче фрукты (кладем грушу в корзину)
Всей семьей пойдете в кинотеатр (забираем из корзины яблоко)
Вот так, ребята мы распланировали с вами семейный бюджет. Посмотрите в корзину, остались ли там яблоки (в корзине должно остаться не меньше трех яблок). Эти яблоки – наши сбережения. Мы потратили денег меньше, чем заработали. Молодцы ребята!
Воспитатель: Давайте теперь вспомним, что делал пекарь, желал получить сапоги, когда не было денег?
Ответы детей: Он давал хлеб сапожнику, сапожник ему сапоги.
Воспитатель: Всегда ли удобно было пекарю совершать такой обмен?
Ответы детей: Нет
Воспитатель: И вот поэтому люди придумали деньги, которыми мы пользуемся до сегодняшнего дня.
Какие необычные виды денег вы запомнили.
Ответы детей: доллар, евро, юань.
Воспитатель: какие российские монеты вы знаете?
Ответы детей: 1 коп, 5 коп, 10 коп, 50 коп, 1 руб., 5 руб., 10 руб.
Воспитатель: Что такое доход семьи?
Ответы детей: Это когда в семью приносят зарплату, подарки, пенсию.
Воспитатель: Что такое расход семьи?
Ответы детей: Это когда платят за квартиру, д/сад, покупают продукты.
Воспитатель: Молодцы. Все сегодня дружно работали, были внимательными и активными. На этом наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.