Татьяна Качкуркина
День толерантности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно 16 ноября отмечается День толерантности. В нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей, с разными способностями, с ограниченными возможностями здоровья. В этот день появилась прекрасная возможность пригласить детей к размышлению о том, как важно принимать друг друга такими, какие мы есть, уважая своеобразие взглядов и особенностей каждого.
Каждую неделю в течение года психолог проводит с детьми групповые занятия по программе психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста “Цветик-семицветик” (авторы Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Козлова И. А., Тузаева А. С.). В основу занятия, посвященного дню толерантности, лег конспект занятия 26 данной программы и сказка о межличностных конфликтах М. Панфиловой "Хвосты". В конце занятия дети создали символ толерантности группы - дерево дружбы.
Публикация «День толерантности в подготовительной группе» размещена в разделах
- День толерантности, 16 ноября
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
«Как хорошо, что все мы такие разные!»
Сценарий занятия с детьми подготовительной группы, посвященного дню толерантности.
Цель: создание условий для формирования навыков бесконфликтного общения, способности принимать себя и других людей.
Задачи:
1. Развитие навыков вербального и невербального общения.
2. Формировать навыки конструктивного общения.
3. Создать возможность для рефлексии детьми собственного поведения на примере героев сказки.
4. Формировать мотивацию на доброе отношение, сочувствие друг к другу.
5. Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение окружающих.
Материалы: мягкие игрушки - герои лесной школы: Ежик, зайчонок, медвежонок, белочка, лисичка, волчонок. Материалы для творчества: большой лист бумаги, цветная бумага, ножницы, клей карандаш, фломастеры по количеству детей.
Ход занятия:
1. Приветствие. Упражнение «Наши помощники»
Психолог: «Давайте поздороваемся, для этого потрем свою ладонь о ладошку соседа
слева. Затем поздороваемся коленями, плечами, спинами, ступнями, лбами.»
2. Вводная беседа
Сегодня на занятии мы получше узнаем друг друга и увидим, что каждый из нас
особенный. Ну-ка, дайте я на вас посмотрю. У всех есть глазки, по два глазика у всех? У
всех есть носик, у всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, дети, так вы
все одинаковые.
Когда дети возмутились: «Мы разные», психолог говорит: «Да где же вы разные? Вот ноги, вот руки, вот уши, и т. п. А, волосы разные? Характер разный? Хорошо, вы меня убедили, давайте разберемся, чем вы отличаетесь друг от друга». Дети вместе с психологом перечисляют, чем отличаются друг от друга: характер, внешность, привычки, мысли, внутренний мир.
А как вы думаете, хорошо, или плохо то, что мы с вами не похожи друг на друга?
Как вы помните, ученики лесной школы тоже были совсем разными. Давайте послушаем, что у них произошло.
3. Дети прослушивают сказку М. Панфиловой «Хвосты» из серии «Лесная школа»
(см. приложение).
4. Обмен чувствами.
5. Игра «Мостик дружбы».
Психолог просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать какой- нибудь мостик (например, соприкоснувшись головами или ладошками). Затем психолог спрашивает, кто из детей хотел бы «построить» мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все дети делают круг и кладут руки на плечи друг другу, изображая «Мост дружбы».
6. Игра «Моя улица»
1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Педагог записывает или запоминает названия улиц.
2 часть. Дети водят хоровод со словами: «Улица моя родная, как зовут тебя, я знаю». Педагог произносит название одной из улиц, а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то педагог называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
7. Создание символа дружбы нашей группы
Литература:
1. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников психологические занятия с детьми 6-7 лет. – М. : Речь, 2007
2. Мандрыгина Н. Ю., Шанина Л. Ю. Воспитание основ толерантности у дошкольников // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М. : Буки-Веди, 2013. — С. 44-48.
3. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200202006
Приложение 1
М. Панфилова
Сказка «Хвосты»
В Лесной школе учатся разные звери: Белочка, Зайчонок, Волчонок, Лисенок, Медвежонок, Мышонок, Енот, Кошечка. Звери помогают друг другу, ведь у каждого что-то получается лучше, чем у другого: Медвежонок самый сильный, поэтому когда надо что-то поднять или передвинуть, то на помощь зовут его. Лисенок лучше всех умеет решать логические задачки, и он помогает другим справляться с математикой. Белка лучше всех вытирает доску.
Все звери были дружелюбными, и хотя споры у них иногда возникали, но быстро наступало перемирие. Каждый ученик пытался понять и принять другого таким, какой он есть. К зиме некоторые звери меняли свои шубки. Белочка тоже поменяла свой наряд и никак не могла им налюбоваться, а особенно пушистым хвостом. На перемене звери играли в чехарду, и Зайчонок случайно наступил Белочке на хвостик. Раздался громкий крик. Белочка заплакала, а Зайчонок извинился дрожащим голосом:
— Я нечаянно, прости меня, пожалуйста.
— Нет, не прощу, — с обидой ответила Белочка.
— Но почему? — испугался Зайчонок.
— Потому что ты это сделал нарочно! Да, да. Ты. завидуешь мне. Ведь у тебя нет такого красивого пушистого хвостика!
— Это неправда! — закричал Зайчонок, — я не завидую, и мне очень нравится мой хвостик.
— Но ведь у Белочки и у меня хвост лучше, чем у тебя, Зайчонок. Признайся в этом! — вмешался Лисенок.
— Зайчонку не нужен длинный хвост, — пытался убедить всех Медвежонок.
— А у тебя, Медвежонок, тоже хвост не удался, — в один голос крикнули Белочка с Лисенком.
Начался настоящий спор.
Все звери защищали свои хвосты. Они кричали, пытаясь убедить друг друга. Но прозвенел звонок на урок. И вошел учитель Еж.
— Что случилось? — спросил учитель. — Чем вы рассержены и почему пересели на чужие места?
— Я не буду сидеть с Зайчонком, потому что у него хвост маленький, — сказала Белочка.
— И я не буду сидеть с Волчонком, потому что он обижает мой хвостик, — произнес Медвежонок.
— Так вас поссорили хвосты? — удивился Еж.
— Мы не дружим с бесхвостыми! — крикнул Лисенок.
— А, так значит, с сегодняшнего дня в классе учатся «хвостатые» и «бесхвостые»? — не спеша продолжал Еж. — Но только вы неправильно поделились.
— Почему? — удивились звери.
— Вам надо было делиться на больших и маленьких, на хищников и травоядных. Не забудьте также про цвет шерсти, глаз и другие различия.
Еж внимательно смотрел каждому ученику в глаза. Он видел там и стыд, и обиду, и грусть.
— И много останется у вас друзей? Вы будете одиноки.
Все звери молчали.
Школьный день продолжался. Были уроки, перемены. Но Белочка теперь не играла с Зайчонком, а Медвежонок уже не помогал «хвостатым».
В классе продолжали звучать насмешки и обидные прозвища. Домой «хвостатые» и «бесхвостые» ученики пошли разными дорогами.
Волчонок ушел из школы позже всех. Он шел не спеша, наслаждаясь солнцем, теплым ветром, запахом растений, цветов.
Пройдя половину дороги, он услышал странный звук, похожий на лай собак. Волчонок увидел разъяренных псов. Изо всех сил он бросился бежать. Собаки стремительно приближались к нему. Вот уже чувствовалось их горячее дыхание и лязг зубов. Но дом совсем рядом! Волчонок сделал последний рывок. Он спасен!
Волчонок сидел с закрытыми глазами и слышал, как от его дома удаляются непрошеные гости. «Неужели я живой? — подумал Волчонок. — Голова, лапы целы. А хвост? Где же хвост? Как же я буду бесхвостым?» Рыдая, Волчонок с ужасом представлял, как в школе над ним будут смеяться друзья. «Как же быть? С кем мне теперь дружить? А с кем я завтра сяду за парту?» — с этими мыслями Волчонок заснул.
(В этом месте прервите сказку-метафору. Дайте детям предположить, чем она может закончиться. Без комментариев и оценок. А после того как дошкольники выскажут свое мнение, продолжите сказку.)
Наступило утро. Волчонок медленно приближался к школе.
— Иди к нам! — позвал друга Лисенок.
Опустив глаза, Волчонок сел к «бесхвостым» зверям. В классе наступила тишина. «Что с Волчонком? Почему он так странно себя ведет? — подумали ученики. — Неужели с ним случилась беда?»
В полной тишине Волчонок рассказал обо всем, что с ним произошло. «Хвостатые» и «бесхвостые» звери бросились обнимать своего друга.
— Ты живой! Живой! И ты вместе с нами! А все остальное не имеет значения.
— Неужели только такая беда может вам доказать, что важнее всего на свете? — спрашивал учеников учитель.
— Мы хотим, чтобы снова в Лесной школе все ученики стали вместе играть, вместе учиться, помогая друг другу и поддерживая в трудную минуту, — ответил Лисенок.
И ребята полностью согласились с ним.
— Я думаю, что в ваших силах выполнить это желание! — улыбнулся учитель.
«Как хорошо, что мы все такие разные. Нам есть чему поучиться друг у друга», — думали звери. Они играли, рассказывали друг другу истории и принимали всех такими, какие они есть.