Светлана Шутилова
День самоуправления в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «ДЕНЬ самоуправления»
Актуальность:
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Это может происходить по разным причинам. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им необходимо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка. Мы считаем, главным в этом направлении установление доверия между семьёй и детским садом, которое позволит корректировать воспитательные позиции родителей и самих педагогов.
Публикация «День самоуправления в ДОО» размещена в разделах
- День самоуправления в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Причины разногласий между педагогами и родителями мы видим в том, что родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит», и теперь их основная задача – обеспечение материального существования своего чада. Негативное отношение может произрастать из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с детским садом родителей или их знакомых, а также из средств массовой информации, периодической печати, интернета, которые содержат не всегда проверенные сведения. Другая причина конфликтов связана с тем, что педагог порой становится для родителей символом власти, контролером, который оценивает их действия, поучает их. И, когда педагог говорит о ребенке, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно полагает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя. Причем у педагогов возникает похожая ситуация, когда они воспринимают родителей как неких инспекторов, которые ежедневно ходят и проверяют их работу. Действительно, все родители разные. И к каждому нужно найти определенный подход.
Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. Исследования убедительно показывают, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания, преодоление их отстраненности от детского сада позволяют значительно повысить эффективность воспитательно-образовательной работы и подготовить детей к школьному обучению. Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности периода дошкольного детства, как базиса всей последующей жизни человека, создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью, которая включает в себя круглые столы, мастер- классы семинары-практикумы, дни открытых дверей, дни самоуправления и т. п.
На собрании творческой группы нашего детского сада было принято решение внедрить новую форму работы с родителями такую, как «День самоуправления». Нами была поставлена следующие цели:
Развивать совместные творческие процессы в детско-родительском коллективе; создавать доверительных отношений с детьми, развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
Зародить новую традицию ДОУ – «День самоуправления».
Воспитывать уважение к воспитателям, детскому саду, через показ родителям многогранность педагогического процесса и предоставление возможности принять участие в организации режимных моментов, занятий и игр.
Исходя из цели определились следующие задачи:
1. Создать условия для становления и развития детско-взрослого коллектива - организация «Дня самоуправления» в детском саду (Делегирование родителям отдельных полномочий сотрудников детского сада)
2. Способствовать установлению доверительных отношений участников: родителей и детей.
3. Развивать сотворческие процессы в педагогическом коллективе на основе разработки новой формы сотрудничества педагогов, родителей и детей.
4. Просветить родителей посредством ознакомления с педагогической, нормативно-правовой литературой, информационно-коммуникационными технологиями, тенденциями в системе дошкольного образования.
5. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Участниками «Дня самоуправления» стали дети всех возрастных групп, родители воспитанников, воспитатели групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и старший воспитатель. Таким образом, был охвачен весь педагогический, родительский и детский коллектив учреждения.
Использовались следующие формы работы:
- анкетирование, опрос;
- консультации;
- семинары-практикумы;
- круглый стол;
- мастер-классы;
- инструктажи;
- библиотека для родителей;
- почтовый ящик «Вопрос - ответ»;
- психолого – педагогические гостиные.
«День самоуправления» проводился в четыре этапа.
1. Подготовительный
На собрании творческой группы нашего детского сада была составлена анкета для родителей «Знаете ли Вы, что такое детский сад?», а так же был проведен опрос «Кто такой воспитатель?» Проанализировав полученные данные, мы поняли, что ответы родителей неоднозначны: кто-то утверждает, что в профессии воспитателя нет ничего сложного, кто-то говорит о том, что очень трудно заинтересовать и организовать детей. Но вывод был сделан один - «День самоуправления» необходим.
Далее было проведено организационно-методическое совещание педагогов, на котором обозначилось решение педагогического коллектива о проведении «Дня Самоуправления» в детском саду, намечен день проведения, составлен план работы.
Заключительной частью первого этапа стало общее родительское собрание, на котором, обсуждались результаты анкетирования и опроса, план проведении Дня самоуправления.
2. Организационный
Организационный этап начался с подготовки необходимой документации старшим воспитателем: положение о «Дне самоуправления», перспективный план работы, списки желающих и соответствие кандидатур требованиям, подбор консультации и другая. Был проведен круглый стол, в ходе которого родителям, желающим принять участие в Неделе самоуправления (а таких оказалось 12 человек) раскрывались функциональные обязанности педагогов, помог распределить роли. Далее началась длительная кропотливая работа по подготовке родителей к непосредственной образовательной деятельности.
Во-первых, для родителей-участников были организованны инструктажи по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности и правилам пожарной безопасности. Библиотека для родителей стала пополняться совершенно новой для них методической литературой, имеющей непосредственное отношение к работе педагога дошкольного учреждения, конспекты занятий, игр, наблюдений, воспитательно-образовательная программа, действующая в нашем детском саду и новые федеральные государственные стандарты.
Воспитателями и узкими специалистами был организован ряд консультаций по темам: «Организация режимных моментов», «Утренняя гимнастика и методика ее проведения», «Музыкальные занятия с детьми разновозрастных групп», «Методика формирования элементарных математических представлений» и т. п. Большое значение имели проведенные мастер – классы, на которых родители выступали в роли детей, а педагоги охотно делились с ними своим мастерством и, наоборот, родители могли попробовать себя в роли воспитателя или узкого специалиста, а в качестве детей выступали сотрудники детского сада или же другие родители. Психолого- педагогические гостиные помогли родителям понять, какими качествами личности должен обладать педагог, воспитатель, а тренинги, организованные психологом, были направлены на расслабление и умение быстро найти контакт с дошкольниками.
На малом аппаратном собрание была определена деятельность педагогов в ходе проведения «Дня самоуправления». Были организованны открытые занятия для родителей. В подготовку входило обязательное знакомство участников с режимом дня, планом воспитательно-образовательной работы, особенностями возрастной группы и т. д. На протяжении всего обучающего процесса функционировал почтовый ящик «Вопрос - Ответ». По длительности организационный этап продолжался в течение 1,5 месяцев.
3. Практический
Включал в себе непосредственное проведение «Дня самоуправления» в соответствии с планом воспитательно-образовательной работы. Были охвачены все режимные моменты: утренний прием, утренняя гимнастика, проведение развивающих и подвижных игр, физкультурные и музыкальные занятия, прогулка, непосредственная образовательная деятельность, побудка, сюжетно-ролевые игры, трудовые поручения, индивидуальная работа, чтение и разучивание художественных произведений, кружковая деятельность, спортивный досуг. Все мероприятия, проводились родителями, под непосредственным наблюдением воспитателей и специалистов.
4. Итоговый
На данном этапе происходил сбор и обработка информации о проведенном «Дне самоуправления» (через анкетирование, отзывы, беседы и интервью). Анализ и подведение итогов были озвучены на педсовете с участием родителей, опубликованы в газете детского сада.
Ожидаемый результат:
– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будет учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, получат понимание со стороны родителей по большинству возникающих проблем. В результате тесного взаимодействия родителей и педагогов дети получат возможность находится в психологически- комфортных условиях, как в детском саду, так и дома (единство требований и поощрений)
– учет индивидуальных особенностей ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;
– возможность родителям проявить самостоятельность. Родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей, выбирая уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным, важным и необходимым.
– укрепление внутрисемейных связей. В результате проводимой работы родители понимают значимость вклада каждого члена семьи в воспитании ребенка.
– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семье. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным;
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.
- активизация родителей:
• повышение регулярного участия родителей в планировании образовательного процесса – на 7%,
• повышение уровня участия в организации образовательной деятельности – на 5 %,
• участие в оценке результатов педагогической деятельности учреждения – до 100 %.
• посещение родительских собраний, участие в праздниках и развлечениях, проектной деятельности – до 100 %.
• снижение числа родителей – наблюдателей – на 12 %;
• повышение количества родителей – лидеров – на 15 %;
• повышение количества родителей – исполнителей – на 15 %.
Вывод: В ходе проведенной работы ожидаемые результаты были достигнуты.
Перспектива: По итогам работы мы определили дальнейшие планы
• В ходе организационного этапа увеличить время обучения родителей.
• Привлечь больший процент родителей.
• Увеличить количество «Дней самоуправления» в течение года