Мария Мезужок
Сценарий праздника «День Республики Адыгея» для старших дошкольников
День Республики Адыгея
Цель: Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников, достойных граждан своей Родины.
Задачи: Прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края через разные виды деятельности: чтение книг, заучивание стихов, песен, танцев, пословиц, рассматривание картин, фотографий, тематических занятий, развлечений.
Публикация «Сценарий праздника „День Республики Адыгея“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» июнь 2024
- Формировать творческую, коммуникативную, двигательную активность во взаимодействии с взрослыми и со сверстниками.
- Углублять и расширять представления детей о Республике Адыгея.
Ход мероприятия: Дети под национальную музыку заходят в зал и садятся на стульчики.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Нет в мире дороже Родины. Ее не выбираешь, к ней прикипаешь всем сердцем, всей душой, проникаешься светлой безграничной любовью – любовью на всю жизнь. Сегодня мы празднуем день рождения нашей любимой республики Адыгея, нашей с вами малой Родины.
Ребенок: У Республики моей сегодня день рождения,
Мы отмечаем эту дату!
Пусть будет мир на всей планете,
Пусть будет мир в Республике моей!
Ребенок: Моя Адыгея - родная земля
К лицу тебе горы, к лицу поля
Живешь ты без моря,
Но нету границы
У этой как море
Шумящей пшеницы.
Ребенок: Дарит всем людям моя Адыгея
Утро весеннее, горы высокие
Небо лазурное, сердце весёлое
Чистые зори, весенние травы.
Ведущий: Мы вам подарим свою песню «Знамёна дружбы».
Ведущий: Прекрасна наша Адыгея! Как красивы ее высокие горы с уникальными пещерами и ущельями, бурные реки с красивейшими водопадами, бескрайние поля и леса. Это один из самых живописных уголков Кавказа
Видео про Адыгею.
Ребенок: В большой стране, на маленькой земле
Живет народ мой, мудрый и отважный.
И учит сыновей сидеть в седле,
Чтоб стали те джигитами однажды.
Ребенок: В любимый аул и утром и под вечер
Усталый путник смело заезжай.
И ждет тебя приветливая встреча
Гостеприимный наш Кавказский край.
Ребенок: Спроси о нас у солнца и зори,
А лучше сам однажды посмотри.
Чем сто раз слышать, лучше раз взглянуть,
Ты приезжай и добрым гостем будь.
Песня «Шъукъеблагъ».
Ребенок: Смех, веселье здесь в почете,
Любят игры здесь друзья,
Игры вы сейчас поймете.
Здесь ужились навсегда.
Вед. : Сегодня я хочу предложить вам сыграть в необычную игру. За многие столетия у адыгов выработался своеобразный стиль, основа которого - симметричные элементы завитки, трилистники или пятелистники, изображение бараньего рога, которое встречается во многих узорах. Считалось, что вышитый на женской одежде узор золотыми нитками приносил счастье. Русский же орнамент состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Треугольник - символ человека, круг - символ солнца. Русский народный орнамент может состоять и из растительных элементов - цветов, ягод, листьев. Часто встречаются изображения птиц и людей. Вот сейчас мы и посмотрим, как вы умеете складывать узоры.
Дети собирают орнамент.
Вед. : Предлагаю вам сыграть в национальные адыгейские игры.
Проводятся игры: «Хьакурагъачъ», «Къое пых».
Ведущий: А сейчас мы поиграем в другую игру и узнаем, хорошо ли вы знаете Адыгею.
Викторина: «Вопрос - ответ»
1. Когда отмечается день рождения Республики?
2. Главный город нашей Республики?
3. Что означает название г. Майкоп в переводе на русский язык?
4. Река, на которой расположен г. Майкоп?
5. Какого цвета флаг Адыгеи?
6. Что означает двенадцать звезд на адыгейском флаге?
7. Что означает три стрелы на флаге?
8. В состав какой страны входит республика Адыгея?
9. Какие национальные музыкальные инструменты вы знаете?
10. Как называется национальная одежда?
Вед. : Очень хорошо знаете вы, ребята, о нашей малой Родине.
Ребенок: Наши танцы, всегда вдохновляют
Возвращают к истокам своим
Наши танцы всегда зажигают
И становятся чувством родным
В черкесках черных и розовых сае
Танцоры и танцовщицы кружат.
Танец «Хьакулящ», «Зэфакlу»?
Ребенок: В Адыгее моей все прекрасно,
И танцует на свадьбах народ!
В Адыгее моей так красиво
Все здесь дышит, порхает, поет!
Я живу в Адыгее красивой
И танцую я и пою
И советую всем людям на свете
Посетить Адыгею мою!
Песня «Си Адыгей».
За кулисами слышится плач ребенка.
Ведущий: Дети, послушайте, по-моему, я слышу плач младенца.
Бабушка: (Заходит в центр зала с младенцем на руках) Ребята, посмотрите у нас родился малыш. Сегодня мы будем проводить обряд первого купания ребёнка. (Проводится обряд купания ребёнка, который сопровождается словами ведущего.)
Ведущий: После рождения ребёнка, обряд первого купания проводила "мамыку", что в переводе означает: "добрая женщина". Как же это проводилось в старину? Брали медный таз, наливали туда холодную воду, добавляли золу и бросали в эту воду золотые украшения. Что же означали эти атрибуты? В холодной воде с золой закалялся ребёнок. Золото предвещало долгую и счастливую жизнь, этому ребёнку. Обряд купания сопровождался такими словами:
Ручки растите,
Ножки ходите,
Своё тело носите,
Язык говори, свою голову корми!
Затем ребёнка заворачивали в мягкую пелёнку, тщательно вытирали, следом надевали на него " мышинное платье" - "цыгъо джан", которое не подшивалось, чтобы жизнь у ребёнка не стала короткой. А воду, в которой искупали ребёнка выливали в малодоступное чистое место. На этом заканчивался обряд купания малыша.
Ведущий: Приблизительно через 2 недели после рождения ребёнка проводился обряд укладывания ребёнка в колыбель. (Бабушка совершает обряд укладывания, сопровождающийся словами ведущего.)
Ведущий: Важно отметить из чего делали колыбель. Её изготовляли из боярышника. Поскольку боярышник считался самым крепким и счастливым деревом. Сначала в колыбельку сажали кошку, чтобы ребёнку сладко спалось. Клали туда яйцо – это предвещало младенцу долгую жизнь.
Как правило, обряд "кушъэхапхэ" сопровождался колыбельной песней или колыбельным напевом. Под лёгкое покачивание колыбели ребёнок постепенно засыпал.
Бабушка напевает колыбельную.
Вед. : Мы познакомились с обрядами, которые проводили в адыгейских семьях, когда рождался ребенок. Опсэу, нана.
Бабушка прощается и уходит.
Вед. : Дорогие ребята, дорогие наши гости, любите свою Родину, свой аул, своих товарищей, уважайте старших. Живите дружно и тогда вы вырастите достойными гражданами своей республики. С праздником! Мы приглашаем вас на танец «Удж хьурай»