Приложение МААМ

Воспитательный час для обучающихся в учреждениях НПО «День домашних животных»

Алла Ярочкина
Воспитательный час для обучающихся в учреждениях НПО «День домашних животных»
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитательный час, посвящённый домашним животным.

Цели занятия:

- расширить и углубить знания воспитанников о животных;

-воспитание общечеловеческих гуманных качеств-забота, сострадание;

- воспитать бережное отношение к животным, чувство ответственности за прирученное животное;

- рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Слайд 1

Публикация «Воспитательный час для обучающихся в учреждениях НПО „День домашних животных“» размещена в разделах

Всемирный день домашних животных 30 ноября.

Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил - девиз Дня 30 ноября Ежегодно 30 ноября во многих странах отмечается Всемирный день домашних животных. Идея об учреждении данного праздника была озвучена на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции (Италия) в 1931 году.

Тогда различные экологические организации и природоохранные общества заявили о готовности организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете, в том числе и за домашних животных. С тех пор праздник проводится ежегодно и посвящается всем одомашненным человеком животным, чтобы еще раз напомнить всему человечеству об ответственности за «братьев наших меньших».

Не удивительно, что девизом этого Дня стали слова Маленького принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил», которые обращены ко всем нам.

Как отмечают владельцы домашних животных, найти подход к любому домашнему питомцу легко – надо просто любить его, и он ответит взаимностью.

В России День домашних животных отмечается с 2000 года по инициативе Международного фонда защиты животных, хотя, к сожалению, пока не утвержден официально. Жестокость по отношению к животным приобретает в нашей стране ужасающие масштабы, потому что остаётся абсолютно безнаказанной в связи с пробелом в законодательстве, – до сих пор в России не принят закон о защите животных от жестокого обращения.

Слайд 2 Мы не склонны слишком задумываться над, как нам кажется, бессмысленным мяуканьем, гавканьем или мычанием братьев наших меньших, однако, поверьте, мы недооцениваем некоторые способы коммуникации животных.

Конечно же, мы не утверждаем, что ондатра может говорить по-китайски, а жаба декламировать Шекспира в подлиннике, но, всё же им есть чем нас удивить.

Как понять язык общения животных? Зачем рычат рыси? О чем пищат полевки? Что насвистывают белухи? Почему кричат вороны? Животные постоянно общаются друг с другом, выражают свою радость или тревогу, делятся своими намерениями. Предупреждают соседей об опасности и проверяют, не отбился ли кто от стаи. Но как понять, о чем говорят животные? Похож ли их язык на наш, человеческий?

Слайд 3

Как разговаривают животные?

Люди пока еще не понимают язык животных, но если приглядеться, то можно понять и предугадать о чем хочет сказать нам животное. Животные умеют говорить, но правда не совсем как мы. Если в мире людей используется около 6000 языков, то вот в животном мире их гораздо больше. Чтобы сообщить что-то важное и полезное, звери используют самые неожиданные приемы: помахивание хвостом, демонстрация зубастой улыбки.

Язык поз и телодвижений

Язык поз и телодвижений, пожалуй, самое понятное для нас средство коммуникации между животными. Расшифровать звуки, которые они издают, гораздо сложнее и интереснее. Слайд 4 (читаем с экрана)

Слайд 5 Верблюды – животные далеко не самые общительные, но во время брачного периода все меняется. Когда самец ухаживает за самкой, то он разговаривает без умолку. Не смотря на внушительные размеры верблюда, звуки, которые он издает, больше похожи на птичий свист. Долгое время считалось, что звуки, которые издает самец, это не свист, а скрежет зубов. Но сейчас биологи сомневаются в этом. Чтобы разобраться в репертуаре верблюда и способах их общении, требуется не просто наблюдать за животными, необходимо внимательно слушать их. Время гона, то есть брачного ухаживания, самая важная пора для изучения их биологами, биоакустиками.

Их работа заключается в записи звуков, издаваемых животными. Порой приходится часами стоять с микрофоном, чтобы осуществить запись звука. Обработка записи требует не меньше времени и терпения. Звуки нужно оцифровать и отсортировать, чтобы составить вокальный репертуар животного. Современные программы позволяют не только очистить запись от лишних шумов, но также увидеть писк, свист или рычание, будто слова в звериной азбуке. По графическому изображению можно понять, как животное издает звуки, что хочет сообщить своим сородичам. А главное, отличить животное одного вида от другого, если внешне они очень похожи.

Слайд 6 Слоны обладают уникальными голосами. Для нас с вами абсолютно очевидно, что голос каждого человека на Земле уникален. А вот голоса животных звучат для нашего уха практически одинаково. Однако биолог Андреа Туркало обнаружил, что голоса слонов очень чётко различаются и также уникальны, как и человеческие. Он изучал стадо слонов в Конго около 19 лет. Туркало способен отличить одного слона от другого лишь по голосу. В данный момент учёный работает над словарём слонов, в котором, исходя из эксперимента, скорей всего будет очень много гласных.

Звуки общения Слайд 7

Почему многие животные много болтают, а некоторые практически не используют звуки для общения?

Маленький грызун полевка – близкий родственник хомяков. Единственное, что можно от них услышать, это тихий писк от испуга или не довольствия, то есть звук отрицательных эмоций. Полевки не живут стаями, каждая сама по себе, так что много разговаривать им попросту не нужно. А вот громкость животного зависит не только от его размеров и от места обитания. Эти полевки живут глубоко в лесу, близко друг к другу и не меняют своей среды обитания уже тысячи лет, поэтому распространения писка на дальние расстояния им не нужно. Совсем по-другому у животных, которые занимают большие расстояния.

Слайд 8 Луговые собачки не так просты, как кажутся. Учёные, исследовавшие луговых собачек, пришли к выводу, что они обладают одним из самых сложных (среди животных) языков на Земле.

Общаясь между собой, луговые собачки способны описывать хищника в мельчайших деталях, в том числе передать его вид, размер и форму. Более того, описывая человека, луговая собачка может «сказать» какого цвета на нём одежда, и даже держит ли человек ружьё в руках (по крайней мере, так было в одном из экспериментов).

Слайд 9 Мы не можем слышать некоторых лягушек. Вид лягушек из Южно-восточной Азии, может общаться, используя ультразвук, находящийся, как известно, за пределами слышимости для человека. Эта лягушка может принимать и воспринимать звуки частотой 38 килогерц, что на 18 килогерц выше, чем порог слышимости человека. Учё ные объясняют эту удивительную способность процессами адаптации к среде обитания: лягушка живёт в районах шумной воды, где низкие частоты различаются с трудом.

Слайд 10 Рыси предпочитают жить в одиночестве, площадь которое находиться под контролем одной особи составляет 15 квадратных километров. Эту территорию рысь может пройти всего лишь за ночь. Одиночный образ жизни отразился и на общительности этих животных, рыси предпочитают молчать. Даже когда им угрожает опасность, исходящее предупреждение, что к ней лучше не подходить, звучит как негромкое, но грозное сопение. Все изменится с приходом весны, когда наступит период размножения. Так как в природе рысей разделяет много километров, крики и мяуканье станут мощными и пронзительными. Хотя эти кошачьи легко знакомятся и без криков, и как большинство животных, предпочитают общаться на другом языке - языке запахов. Кто прошел, и как давно это было, рыси с легкостью определяют пол, возраст и даже различают знакомых особей, от чужаков, только по одному запаху.

Слайд 11 Кошки мяукают только для человека. Кошки не используют привычное нам мяуканье в общении друг с другом. Мяукают они исключительно только для человека: поздороваться, привлечь внимание, дать понять, что им что-то не нравится, попросить покормить их и т. д. Для того, чтобы подать знак сородичу, они используют язык тела, вой, рычание, шипение. Единственным исключением из этого правила является мяуканье котёнка маме-кошке.

За кошачьими давно было замечено такое поведение, как трение, которое также присуще домашним кошкам. Что же оно обозначает? Ученые выдвигают ряд версия. Во-первых, это маркировка свой – чужой. Но также есть версия, что так животные наносят на себя запах друг друга, чтобы поделиться информацией.

Язык химии

На языке химии, при помощи запахов, общаются не только на земле, но и под водой. Для ихтиологов, выражение «молчит, как рыба», бессмысленно. Подводные жители болтают много и часто, используют не меньше способов, чем их наземные собратья. Слайд 12 Например, скаты при испуге выделяют специальные вещества, таким способом они сообщают своим соседям об опасности. Обонятельные рецепторы рыб очень чувствительны, они улавливают даже слабые химические сигналы. Если скат почувствовал запах еды, то он тут же отправиться на охоту. Рыбы не молчат и в прямом смысле слова, они издают множество звуков, трещат, пищат, шипят и даже похрюкивают. В среде, где жесты не всегда помогают общаться, без голосовых сигналов не обойтись.

Слайд 13 Но некоторые виды рыб используют язык жестов. Нет, они не хлопают плавниками, чтобы показать отдельные знаки, как это делают люди, хотя было бы забавно. Вид рыб, называемый коралловые груперы, двигают плавниками особенным образом, чтобы «разговаривать» с остальными членами косяка в погоне за добычей.

Они расставляют ловушки для добычи, и когда та попадается, груперы исполняют своеобразный танец-сигнал, чтобы обозначить присутствие жертвы в ловушке. Такой же танец коралловый групер танцует, чтобы «пригласить» других груперов на охоту: «Эй, ребята, а пойдёмте-ка на охоту на выходных?»

Слайд 14 Самые разговорчивые животные живут в воде, это дельфины. Дельфины – млекопитающие, обладающие высоким интеллектом, силой, ловкостью и огромным словарным запасом. Ученые изучают язык дельфинов уже многие десятилетия, но они пока далеки от отгадки, о чем же говорят дельфины. Наблюдать за дельфинами в природе не простая задача. Но услышать их разговор можно и в дельфинарии. Относительные размеры дельфина близки к человеческому. Дельфины издают звуки не ртом, как мы, а дыхательным отверстием, дыхалом. Кроме звуковых сигналов, дельфины активно используют мимику, в этом им помогает жировая подушка, расположенная на лбу.

Дельфины могут выучить второй язык. Согласитесь, способность разговаривать во сне мало кого обрадует, но наблюдение спящих дельфинов привело к выводу, что во сне они разговаривают на другом языке. Дельфины французского аквапарка могут имитировать песни выступающих в том же аквапарке китов. Причём на китовьем дельфины разговаривают лишь во сне, во время бодрствования они говорят на своём.

Слайд 15 Что делать, если нечем издавать звуки? Следы запаха настолько малы, что быстро выветриваются. Ответ знают обычные лесные муравьи. Они используют интеллектуальный способ общения, муравьи разговаривают с помощью математики. Муравьи разведчики преодолевают огромные расстояния, чтобы найти пищу. Но как они запоминают, куда нужно идти, сколько раз необходимо свернуть налево либо направо? Выяснить это помогло бинарное дерево. Ученые сравнивают такую систему коммуникации с двоичной системой, использующаяся в вычислительной технике. Только у муравьев ноль может обозначать налево, 1- направо. Разведчику только необходимо добраться до дома и сообщить нужную информацию собратьям, касаясь их антеннами. Ученые выяснили, что муравьи могут отнимать и прибавлять числа в пределах 5.

Слайд 16 Жуки-точильщики используют Азбуку Морзе. Жуки ориентируются в проточенных в дереве мириадах ходов при помощи системы, мало чем отличающейся от Азбуки Морзе. Производя лёгкие стуки головой о стенки туннеля, жук создаёт эхо, которое слышат другие жуки. Именно этот способ коммуникации и дал им название: жук-точильщик. Древесина дома частое место обитания этих жуков. В Англии людям, слышавшим по ночам этот стук, он напоминал зловещее тиканье часов.

Понимают ли человеческий язык животные?

Слайд 17 А понимают ли сами животные наш, человеческий язык? В начале прошлого века, ученых заинтересовал удивительный конь по кличке умный Ганс. Ганс давал выступления, на которых он отвечал на вопросы, постукивая копытом. Решал математические примеры и мог общаться даже о литературных веяниях того времени. Ганс действительно был умным конем, но не в области математики и поэзии. Просто он так хорошо выучил мельчайшую мимику и жестикуляцию своего хозяина, что мог понять его даже без слов. Такое очеловечивание присуще большинству домашним животным.

Слайд 18 Есть такие попугаи, которые так долго живут с людьми, что научились не только понимать человеческую речь, но и поддерживать беседу. В этом нет ничего удивительного, птицы, выросшие среди людей, воспринимают их часть своей стаи. Таким образом, настраивают коммуникацию, адаптируются к среде обитания. Тут к генетической программе обитания добавляются жесты и звуки, принятые в новой стае. Некоторые ведут себя, как капризные дети, падают на спину и кокетливо прикрывают голову крылом.

Слайд 19 Попугаи не просто копируют нас. Некоторые из них намеренно учат слова и могут вести диалоги. Африканский серый попугай по имени Алекс приобрёл известность благодаря своей возможности определять цвета, а также разобрался в таких абстрактных понятиях, как разница и расстояние. Алекс даже подшучивал над своим хозяином: «И не говори мне заткнуться!» а Прудл- попугай-рекордсмен Книги рекордов Гиннеса, знавший к моменту своей смерти более 800 слов, и Эн Киси, со словарём в 950 слов, также, как и Алекс умели шутить со своими хозяевами.

Дикие птицы тоже активно используют мимику и жесты, но такие средства общения в живой природе, попугаи не используют.

Слайд 20 Курицы разговаривают со своими яйцами, а яйца им отвечают. Нет ничего страшного в том, что мама разговаривает со своим ещё не родившимся ребёнком, но скорее всего, многие мамы пришли бы в ужас, если бы они услышали, как их будущие чада им отвечают! Однако для наседки-это обычное дело. За сутки до вылупления маленького цыплёнка, вы отчетливо можете услышать его писк. Слыша этот писк, мама-курица кудахчет в ответ малышу, чтобы успокоить своё взволнованное чадо.

Слайд 21 Бабуины не любят сленг. Мало кому нравится появление новых сленговых словечек в языке. Как выяснилось, бабуинам также это мало нравится. Учёные провели эксперимент, в котором шести бабуинам в течение шести месяцев показывали различные слова: существующие и выдуманные. Бабуинам же необходимо было отличить первые от вторых. А чтобы усложнить задачу, буквы в словах компоновались таким образом, что те очень походили на существующие.

Например, «darn» вместо «dran», и «telk», вместо «talk». Удивительно, но приматы определяли слова с удивительной точностью, до 75%.

Рефлексия.

Слайд 22 Воспитатель : Бродячие животные. Больной вопрос многих государств и городов. Как вы думаете ребята, откуда берутся бродячие животные?

( Ответ: выбрасывают хозяева и это результат людской жестокости и нерадения.)

- Нужно ответственно относится к животному, который становится членом твоей семьи, если ты взял его в свой дом.

А какие вы знаете пути защиты бездомных животных? Как нужно решать их судьбу? Ведь сейчас понятно всему цивилизованному миру, что убивать бездомных животных прежде всего, - жестоко. К тому же, таким путем количество бездомных животных не отрегулировать.

Ведь собаки и кошки будут бороться, как любой вид за существование.

Давайте, ребята, порассуждаем, что такое собачий и кошачий приют.

Это чистые и удобные клетки для животных, которые должны быть обеспечены водой и едой, теплом в зимнее время. Клетки нужно убирать, животных осматривать и лечить, делать им прививки от разных болезней, чтобы не было эпидемий. Животных нужно выгуливать. Их приюта можно взять животное домой. Породистая собака стоит дорого, а в приюте можно взять собаку или кошку бесплатно. В приюте можно было бы учиться дрессировать собаку, прослушать беседы, как за ней ухаживать. Если родители против содержания животных в доме, можно было бы прийти пообщаться с животным в приюте. Польза от приюта и животным, и человеку.

А если все-таки нет приютов и бездомные животные встретились вам на улице? Как быть?

Прежде всего не обижайте их. Не бойтесь, но будьте и осторожны. Если вам встретится стая лающих агрессивных бездомных собак, старайтесь обойти ее стороной.

Ели вы погладили бездомное животное, - вымойте руки.

Хорошо, если вы сможете разобраться потерялось животное или оно уже привыкло к улице. Если потерялось, то ведет себя неуверенно, испуганно, ищет помощи у человека. Если можете – помогите ему. Напишите объявление или обратите внимание на объявления о потерянных животных. Укажите район, где видели животное, приметы собаки или кошки – окрас шерсти, породу если знаете. Слайд 23

Дорогие друзья, мне думается, что вы также будете помнить и день 4 октября, как день защиты животных.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитательный час «Дорога в школу и домой» «ДОРОГА В ШКОЛУ И ДОМОЙ» (воспитательный час) Цели: 1. Познакомить с правилами безопасного дорожного движения по улице. 2. Развивать внимательность,.

Воспитательный час «О лени и лентяях» Тема: О лени и лентяях. Цели: 1. Обсудить с ребятами проблему человеческой лени. 2. Побудить учащихся сделать собственные выводы о том,.

Воспитательный час «Путешествие в страну Вежливости» Тема: «Путешествие по стране Вежливости». Цель: Воспитание этических норм поведения. Задачи: -знакомить с этическими нормами поведения;.

Классный час для обучающихся с ОВЗ «Азбука нравственности» Тема: АЗБУКА НРАВСТВЕННОСТИ. Цель: формировать нравственное сознание, чувства и поведение, активную жизненную позицию; воспитывать внимательность,.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР «Детеныши домашних животных» Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Краткое описание работы: данное занятие предназначено для детей старшего.

Консультация для родителей «Роль домашних животных в жизни ребенка» В жизни каждого родителя наступает момент, когда малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного. Обычно это кошки или собаки.

Консультация для родителей «Роль домашних животных в жизни ребёнка» Консультация для родителей "Роль домашних животных в жизни ребёнка". В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается.

Воспитательный час в детском доме «Что такое толерантность?» Цель: Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. (Даются детям буквы, из которых надо составить слово.

Воспитательный час «В здоровом теле — здоровый дух» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитательный час для обучающихся в учреждениях НПО «День домашних животных»
Опубликовано: 27 ноября 2018 в 17:15
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитательный час для обучающихся в учреждениях НПО «День домашних животных»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ярочкина (УИ 1738558) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД