Римма Бирюкова
Деловая игра «Экологическая гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Экологическая гостиная»
Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей;
совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Публикация «Деловая игра „Экологическая гостиная“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Материалы: репродукции картин русских художников И. Левитана: «Март. Большая вода», «Золотая осень»; И. Шишкина: «Корабельная роща»; И. Грабаря: «Февральская лазурь»; аудиозаписи классической музыки для музыкального фона; магнитофон; лукошко; билетики с заданиями; познавательный материал на группы; папка с методическими указаниями и наблюдениями; выставка книг – новинок по теме.
Ход педсовета:
1. Организационный момент.
Психологический настрой на предстоящую работу.
а) Выполнение релаксационного упражнения «Объятие».
Нужно расслабиться, закрыть глаза, дышать ровно и спокойно, думать о том, что я читаю, и постараться это воспроизвести.
«Остальные мысли спокойно покидают вас, вы забываете о напряжении, ваши мышцы расслабляются, вы высоко парите. А с вами парят другие люди. Вы дружески обнимаете их.
Вы знаете о том, что объятие полезно для здоровья. Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стресс и улучшает сон. Оно омолаживает, придает силы и не имеет никаких нежелательных побочных эффектов. Объятие – поистине чудодейственное средство от любых болезней.
Объятие совершенно естественно для человека. Оно органично, обладает природной сладостью, не включает в себя искусственных компонентов, не загрязняет воздух, не портит окружающую среду и оказывает стопроцентное благотворное воздействие.
Объятие – идеальный подарок. Великолепно подходит для любого случая, его приятно как давать, так и принимать. Оно показывает вашу заботу, не требует дополнительной обвертки и, разумеется, полностью себя окупает.
Объятие – недостаточно использованный ресурс, обладающий волшебной силой. Когда мы раскрываем наши сердца и руки, мы поощряем других следовать их примеру.
Разве у вас нет близких людей, которым вы бы хотели подарить свое объятие? Пожалуйста, не ждите! Лучше начните сами!
На раз – приземляетесь на землю, на два – тихонько открываете глаза, на три – мысленно возвращаетесь в обычное окружение» (Джек Кэнфилд)
б) Приветствие друг друга.
- Давайте поприветствуем друг друга. Обнимем дружески и передадим самую положительную энергию своему соседу и при этом, смотря ему в глаза, скажем ему ласковое, доброе слово, например: «Ты нежна», «Солнышко» и т. д.
2. Работа, направленная на достижение поставленной цели:
а) Вводное слово.
- Как приятно, что нам дана возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Как приятно осознавать, что ты не один в этом мире! Что вокруг тебя столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелестение листьев, голоса любимых…
Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, оставшейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.
Но где бы ни находился детский сад — в шумном городе или тихом поселке — воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.
Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели —
Это в моих руках.
В. Солоухин
Сегодня мы говорим о природе как источнике познания и укрепления здоровья детей. Давайте поделимся опытом, как вы используете общение с природой.
Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла, света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка, коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать в детях познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше. Встреча с природой всегда праздник и новый шаг к по-знанию мира.
Приведите, пожалуйста, примеры из своей практики об ин-тересном опыте знакомства с явлениями природы.
Воспитатели рассказывают об интересных случаях.
Природа — источник красоты
Она прекрасна во все времена. Давайте посмотрим на репродукции картин. Представьте себе, что за окном метель кружит, поет свою беско-нечную песню северный ветер, и вдруг окно распахнулось, и к вам на ладонь опустился зеленый березовый листок — нежный, маленький подарок грядущей весны.
Пауза.
Вот один из приемов эмпатии, который вы можете использовать при воспитании у детей чувственного отношения к природе.
Расскажите, какими еще приемами вы пользуетесь в своей деятельности в процессе воспитания у детей чувственного опыта?
Воспитатели знакомятся с опытом друг друга.
Природа — источник доброты
В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания доброты чувств.
Мы можем использовать природу как средство развития чувств у детей. Приведите примеры из своей практики.
Природа – источник здоровья
Но не надо забывать, что природа является источником укрепления здоровья.
Сочетание полноценного питания, солнца, воздуха, воды, труда и отдыха — прекрасное закаливание организма и предупреждение про-студных заболеваний. Все это — целебный источник здоровья. Какие природные средства вы используете и применяете в работе с детьми? Что используете для своего оздоровления? (воздушные ванны, аутогенные тренировки на природе, загар)
Итак, мы рассмотрели природу, как целебный и благодатный источник развития и жизни человека на Земле. А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, по методике экологического об-разования дошкольников.
Игра «Экологическое лукошко»
1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)
2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)
3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)
6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)
8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)
9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)
10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)
11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)
12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)
13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)
14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)
15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Решение педагогических ситуаций
(задание воспитателям по группам)
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.
Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем
ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,
останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать
бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так.»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой
поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.
— Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?
Проверка домашних заданий
1. Представление на суд коллег газет или папок для родителей.
2. Озвучивание результатов анкетирования детей в группе по экологическому воспитанию.
3. Познакомить с настольными играми, имеющимися в группе по экологическому воспитанию.
Банк идей по развитию экологического воспитания в детском саду.
Показ папки наблюдений за природой. Знакомство с литературой по теме (новинками).
3. Итоги по педсовету, обсуждение проекта решений.
Вручение познавательного материала воспитателям, вручение дискеты с наблюдениями.
1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)
2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)
3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе. (Е. Чарушин.)
4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)
6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)
7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)
8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)
9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)
10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)
11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (Занятие.)
12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)
13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)
14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)
15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет.
Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем
ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв,
останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать
бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так.»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой
поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.
— Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: — Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?
Решения
1. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.
2. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.
3. Создать методическую копилку по экологическому воспитанию.