Климушина Мария
Деловая игра для педагогов ДОУ «Работа по развитию речи детей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ по развитию речи у детей дошкольного возраста через активные методы обучения.
Задачи:
1. Уточнить знания педагогов по познавательно-речевому развитию детей.
2. Упражнять умение общаться и вырабатывать единое мнение в команде.
Публикация «Деловая игра для педагогов ДОУ „Работа по развитию речи детей в детском саду“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. Развивать у педагогов смекалку, сообразительность, креативное мышление, творческое воображение.
Логопед: Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе, так как речь традиционно рассматривается в психологии, философии и педагогике как “узел”, в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции.
В связи с этим развитие речи – является одной из основных задач детского сада.
Во время деловой игры мы с вами будет говорить о задачах, содержании и методах работы по развитию речи.
Предлагаю вам разделиться на две команды.
1. Деление на 2 команды (педагогам предлагается вытащить карточку с пословицей и объединиться в команды по теме пословицы)
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
Человек без друзей, что сокол без крыльев.
Без друга в жизни туго.
Учение — путь к умению.
Золото добывают из земли, а знания – из книги.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Век живи — век учись.
Логопед: для того что бы оценить ответы команд у нас есть жюри. Ответы команд будут оцениваться фишками: красная фишка – 5 баллов; желтая фишка – 4 балла; синяя фишка – 3 балла. Выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
Предлагаю командам выбрать капитана и девиз команды (команды придумывают названия и девизы команд).
Логопед: Я предлагаю вспомнить задачи развития речи в детском саду.
Задачи развития речи :
1. Развитие словаря.
2. Формирование грамматической стороны речи.
3. Воспитание звуковой культуры речи.
4. Развитие связной речи.
5. Ознакомление с художественной литературой.
6. Подготовка детей к обучению грамоте.
(капитанам предлагается вытянуть карточки)
Карточка № 1.
А) Назовите задачи и содержание словарной работы.
1. Обогащение словаря - знакомство с новыми раннее неизвестными словами.
2. Уточнение словаря – объяснение лексического значения, усвоение многозначности, синонимики.
3. Активизация словаря – перенесение слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.
4. Устранение нелитературных слов (жаргонные, диалектные, просторечные) – перевод их в пассивный словарь.
Б) Подберите как можно больше синонимов к слову КРАСИВЫЙ
(прекрасный, благовидный, благолепный, благообразный, великолепный, видный, живописный, изящный, картинный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький, художественный, симпатичный, роскошный, щегольской, бесподобный, божественный, дивный, чудный, восхитительный, обворожительный, пленительный, распрекрасный.
Карточка № 2.
А) Назовите приёмы словарной работы.
1. Называние нового слова.
2. Показ объекта.
3. Толкование (лексическое значение, в старших группах можно этимологию слова).
4. Включение слова в предложения.
5. Вопросы.
6. Дидактические игры и упражнения.
7. Загадки.
8. Сравнение предметов.
Б) Поберите как можно больше антонимов к слову ЛЁГКИЙ
(тяжелый, увесистый, трудный, нелёгкий, тяжкий, непростой, сложный, мудрёный, обильный, серьёзный, крепкий, сильный)
(жюри подводит итоги конкурса)
Логопед: Грамматический строй речи усваивается путём подражания, в процессе разнообразной речевой практики. Поэтому педагогам важно следить за собственной речью и речью воспитанников, в случае необходимости постоянно исправлять грамматические ошибки.
При формировании грамматически правильной речи различают работу над её морфологической синтаксической стороной. Мы знаем, что морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис – словосочетания и предложения.
Морфологическая и синтаксическая сторона речи детей развивается одновременно, но синтаксические ошибки устойчивее, чем морфологические.
На каждом возрастном этапе решаются свои задачи по формированию грамматического строя речи.
В младшем и среднем возрасте основное внимание уделяется усвоению морфологической стороны речи : окончание существительных мн. числа в Р. п. ; употребление несклоняемых имён существительных; род существительных; ударение при склонении существительных и т. д.
В старших группах выделяются задачи по совершенствованию синтаксической стороны речи : контроль за правильным построением предложения; закрепление умения пользоваться распространёнными предложениями с второстепенными и однородными членами; воспитывать умение выражать одну и ту же мысль в разной форме (капитанам предлагается вытянуть карточки).
Карточка № 1.
А) Назовите приёмы формирования грамматической речи в младших группах.
(приём отражённой речи; рассматривание картинок; игровые упражнения с куклами; словесные упражнения; подсказывающие вопросы-загадки; сюжетный дидактический рассказ; содержащий трудные словоформы; дидактические игры).
Б) Найдите в шуточном стихотворении известного лингвиста Б. Ю. Нормана грамматические ошибки.
Слыхали эту новость?
У нас в шкафу живёт
Тот, кто любую овощ,
Любой продукт сжуёт.
Он яблок, помидору
И всю картофель съест,
Баранок без разбору
Умнёт в один присест.
Прожорлив, как собака,
Тот, кто живё т в шкафу:
Пропали тюль и тапок,
И туфель на меху.
Он съел жилету кунью
И дедовский папах,
Персолем и шампунью
Который весь пропах.
Так кто ж ту путь проделал
Из шкафа в антресоль?
Мышь ненасытный, где он?
Где он, огромный моль?
Вы скажете: не верим!
Чтоб всё пустить в труху?
. Но есть обжора Время –
Вот кто живёт в шкафу.
Карточка № 2
А) Назовите приёмы совершенствования синтаксической стороны речи (образец правильно построенного предложения; упражнения в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения; построение предложений путём полных ответов на вопросы, требующие подбора новых слов или предложений).
Б) Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Купить килограмм (абрикосы, ананасы, апельсины, урожай (баклажаны) лихорадка трудовых (будни, засеять пять (гектары, подарить букет (георгины, двести (граммы, пара (джинсы, много (килограммы, километры, пара (носки, китель без (погоны, салат из (помидор, пара (сапоги, зажечь несколько (свеча, рота (солдаты, группа (таджики, татары, пара (чулок)
(жюри подводит итоги конкурса)
Логопед: Давайте вспомним с вами какие задачи решаются в разделе: «Звуковая культура речи».
1. Формирование правильного звукопроизношения;
2. Выработка дикции;
3. Воспитание выразительности речи;
4. Формирование темпа речи и качеств голоса;
5. Работа над слоговой структурой слова и словесным ударением;
6. Развитие речевого слуха и речевого дыхания;
7. Культура речевого общения.
(капитанам предлагается вытянуть карточки)
Карточка № 1.
А) Приведите примеры мимических упражнений.
Б) Произнесите высоким голосом, низким голосом, сварливо
На былинке пылинка,
Пылинка на былинке.
Карточка № 2.
А) Приведите примеры упражнений на развитие речевого дыхания.
Б) Произнесите в вопросительной интонации, равнодушно, весело
Опять пять ребят нашли
У пенька пять опят.
(жюри подводит итоги)
Логопед: Прежде чем начать разговор об ознакомлении детей с художественной литературой я хотела бы привести высказывание В. Г. Белинского «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело, им решается участь человека»
Ознакомление детей с художественной литературой решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
(капитанам предлагается вытянуть карточки)
Карточка № 1.
А) Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой.
Б) Назовите основные требования к организации книжных уголков в младших группах.
Карточка № 2.
А) Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой.
Б) Назовите основные требования к организации книжных уголков в старших группах.
(жюри подводит итоги)
Логопед: Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Неправильный подход к обучению грамоте может привести к дополнительным проблемам обучения. Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии и поможет ребёнку избежать некоторых специфических ошибок.
Обучение грамоте детей в детском саду построено на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко-слоговому анализу, чтению и подготовке руки ребёнка к письму.
Основные задачи:
сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимания того, что такое слово, предложение и как они строятся;
дети знакомятся со звучащим словом, его протяжённостью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком;
дети знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги; усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки.
(капитанам предлагается вытянуть карточки)
Карточка № 1.
1. Сделайте звуковой анализ слов: ЛИСИЦА, ЖИРАФ, ЧАЙНИК.
2. Составьте предложение из набора слов, начертите схему этого предложения (собаку, Рекс, мою, зовут).
3. Разделить слова на слоги и выделить ударный слог (УЛИТКА, ЛЕСТНИЦА, СВЁКЛА).
Карточка № 2.
1. Сделайте звуко-слоговой анализ слов: ПЛАЩ, ФАСОЛЬ, ПИСЬМО.
2. Составьте предложение из набора слов, начертите схему этого предложения (ползёт, по, улитка, листочку).
3. Разделить слова на слоги и выделить ударный слог (МАТРЁШКА, ЯГОДКА, ТВОРОГ).
(жюри подводит итоги)
Логопед: Развитие связной речи – является одной из главных задач детского сада. Под связной речью понимают развёрнутое высказывание, состоящие их нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения.
Последовательность работы над связной речью :
воспитание понимания связной речи;
воспитание диалогической связной речи;
воспитание монологической связной речи.
Этапы работы над формированием связной монологической речи :
работа над пересказом;
работа над составлением рассказа-описания;
работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;
работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;
работа над самостоятельным рассказом.
(капитанам предлагается вытянуть карточки)
Карточка № 1.
1. Назовите основной метод обучения диалогической речи.
2. Назовите структуру пересказа.
Карточка № 2.
1. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
2. Назовите структуру беседы.
Подведение итогов
Логопед: в ходе нашей деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников.
Список использованной литературы
1. П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя. – М. : Новосибирск, 1994. – 144 с.
2. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. – 223 с.
4. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : АРКТИ, 2004. – 168 с.
5. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие